Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентин Недомеров
1 Тема 1: Общая характеристика менеджмента Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент
2 Общая характеристика менеджмента План: 1. Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. 2. Предмет науки управления. 3. Элементы системы управления. 4. Функции управления и их взаимосвязь. 5. Принципы управления. 6. Методы управления (организационно - административные, экономические, социально-психологические) и их характеристика. 7. Организация как объект управления. 8. Понятие об уровнях управления.
3 Менеджмент – управление хозяйственной деятельностью, т.е. социально-экономическими явлениями и процессами или системами Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не только является специалистом в какой- либо области
4 Менеджмент – наука и искусство побеждать целенаправленное воздействие на людей использование всех человеческих возможностей для достижения целей организации
5 МЕНЕДЖМЕНТ 1. Функция (вид деятельности) 1. Функция (вид деятельности) 2. Организация управления предприятием 3. Процесс разработки и принятия управленческих решений 3. Процесс разработки и принятия управленческих решений 4. Орган или аппарат управления 4. Орган или аппарат управления 5. Категория людей (управляющий персонал - менеджеры) 6. Наука и искусство 6. Наука и искусство
6 Предмет науки управления – отношения между людьми, возникающие по поводу согласования в пространстве и во времени производственных ресурсов для достижения поставленной цели. Управление организацией целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность работающих в ней сотрудников для достижения поставленных перед организацией целей.
7 В системе управления различают субъект и объект управления. Субъект управления определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления. Объект управления это часть социально- экономической системы, на которую направлено воздействие.
8 Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Субъект управления - только люди (социальные элементы, сотрудники организации) Объект управления - люди, а также факторы, процессы, области, ситуации, имеющиеся в организации и оказывающие влияние на неё.
9 Субъект управления ( управляющая подсистема) УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Объект управления (управляемая подсистема) Объект управления (управляемая подсистема) Информация о состоянии объекта управления Целевая функция управления (цель управления) Обратная связь Взаимосвязь между субъектом и объектом осуществляется посредством управляющих воздействий и организации обратной связи.
10 Действия, которые осуществляет руководитель для оказания воздействия на подчинённых, отражают динамику управленческой деятельности. Управленческая деятельность, рассматриваемая в динамике - процесс управления. Процесс управления это последовательность и комбинация действий по разработке и реализации управленческих решений. Специфика управленческой деятельности заключается в воздействии. Основная задача руководителя - воздействовать на подчинённых и обеспечивать достижение целей организации.
11 Функция управления конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно Функции управления делятся на общие и конкретные
12 Общие функции менеджмента и связующие процессы ПланированиеОрганизацияМотивацияКонтроль Коммуникации Принятие решений
13 Конкретные функции менеджмента
14 Типы (функционального) менеджмента по объекту управления Система менеджмента Основы менеджмента (история менеджмента, теория управления, теория организации, исследование систем управления, разработка УР Производственный менеджмент Операционный менеджмент Финансовый менеджмент Управление внешнеэкономической деятельностью Логистика Антикризисное управление Управление персоналом Инновационный менеджмент Инвестиционный менеджмент Менеджмент качества Экологический менеджмент СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕТИПЫСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕТИПЫ
15 Менеджер Планирование Организация Мотивация Контроль Планирование Организация Мотивация Контроль Администратор Организатор Специалист Воспитатель Коммуникатор Общественный деятель Предприниматель Администратор Организатор Специалист Воспитатель Коммуникатор Общественный деятель Предприниматель выступает в роли Управленческие решения Цели организации принимает и организует исполнение чтобы достичь выполняет функции управления
16 Принципы менеджмента - общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы при постановке практических задач управления.
17 Принципы менеджмента 1.сочетание прав, обязанностей и ответственности 2.демократизация управления 3.единоначалие в управлении и коллегиальность в выработке решений 4.централизация и децентрализация 5.научность в сочетании с элементами искусства 6.целенаправленность процесса управления 7.последовательность действий 8.обеспечение единства прав и ответственности в каждом управленческом звене 9.состязательность участников управления 10.максимально широкое вовлечение исполнителей в подготовку управленческих решений
18 Метод управления совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей
19 Общие характеристики методов управления: направленность ориентированность на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.) содержание специфика приемов и способов воздействия организационная форма воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию (прямое /непосредственное или косвенное/постановка задачи и создание стимулирующих условий)
20 Общие характеристики методов управления СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА
21 Координация действий подчиненных, обеспечение четкости, дисциплинированности и порядка работы Выявление новых возможностей и резервов Формирование положительного социально-психологического климата Содержание методов управления
22 Организационно- административные методы управления: 1.обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.) 2.согласительные методы (консультация, разрешение споров) 3.рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение)
23 Три типа подчинения (при организационно- административном воздействии) вынужденное или внешне навязанное пассивное осознанное или внутренне обоснованное
24 Экономические методы управления - совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности
25 Основные формы экономических методов управления: 1.планирование 2.анализ хозяйственной деятельности 3.хозрасчет 4.ценообразование 5.финансирование
26 Социально-психологические методы управления - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них
27 Основные формы социально-психологических методов управления: 1. планирование социального развития 2. убеждение 3. экономическое соревнование 4. критика и самокритика 5. производственные совещания 6. ритуалы и обряды
28 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Регламентирующие Стимулирующие Организационно- административные дисциплинарные правовые распорядительные дисциплинарные правовые распорядительные Положительные стимулы: похвала одобрение поощрение Положительные стимулы: похвала одобрение поощрение Отрицательные стимулы: критика взыскание порицание Отрицательные стимулы: критика взыскание порицание Экономические: зарплата премии льготы поощрения Экономические: зарплата премии льготы поощрения Социально- психологические: повышение мотивации согласование целей личности с целями фирмы формирование общих ценностей Социально- психологические: повышение мотивации согласование целей личности с целями фирмы формирование общих ценностей Комплексные и национальные методы управления
29 Формы производственной демократии соучастие в управлении соуправление внутренний (рабочий) контроль самоуправление
30 Организация как объект управления - группа людей, состоящая из 2 и > человек, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей Свойства организации: целостность наличие организационной культуры регламентированное поведение и деятельность членов организации способность выявлять и удовлетворять свои потребности способность к самообучению и развитию
31 Управление организацией – это процесс выработки решения планирования организации коммуникации мотивации контроля необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
32 Управление организацией в условиях рыночной экономики 1. расширяются права и ответственность организаций 2. необходима адаптация организаций к изменениям в окружающей среде: возникают новые цели и задачи создаются новые предприятия меняются формы собственности налаживаются новые хозяйственные связи формируются рыночные механизмы управления
33 Задача менеджмента организации - четко определить: методы управления - экономические ориентир организации - спрос и конъюнктура рынка ориентир производства - потребности рынка цель организации - оптимальные результаты + минимальные затраты виды товаров - спрос у покупателей + гарантия получения большой прибыли
34 Уровни управления организацией Технический уровень Управленческий уровень Институциональный уровень Управление высшего звена Управление среднего звена Управление низового звена
35 Горизонтальное разделение труда носит характер согласования и является одноуровневым направлено на качественную и количественную дифференциацию труда делит трудовой процесс на частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей ведется по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам
36 Вертикальное разделение труда представляет связи подчинения направлено на координирование и интегрирование деятельности всех элементов организации определяет круг обязанностей подчиненных, планирует, организует и контролирует все структуры и звенья соединяет интеллектуальный и волевой моменты (подготовка и принятие УР + воплощение УР) осуществляется по направлениям: общее руководство технологическое руководство экономическое руководство оперативное управление управление персоналом
37 Контрольные вопросы по теме 1.Что такое менеджмент? 2.В чем состоит сущность управления? 3.Что такое субъект управления? 4.Что такое функция управления? 5.Дайте характеристику основных функций управления 6.Что такое принципы управления? 7.Что такое методы управления? 8.На чем основываются административные методы управления? 9.На чем основываются экономические методы управления? 10.На чем основываются социально-психологические методы управления? 11.Каковы основные подходы и школы в развитии науки управления? 12.Какие основные особенности современного российского менеджмента?
38 Список рекомендуемой литературы 1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, – 616 с. 2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, с. 3. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, – 440 с. 4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, – 336 с. 5. Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, – 496 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.