Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТамара Ликунова
1 Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент Тема 6: Мотивация как функция управления
2 Мотивация как функция управления План лекции: 1. 1.Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Мотивационная структура работника Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные Мотивация и компенсация. Принципы эффективной мотивации.
3 Мотивация совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации, т.е. внутренний процесс сознательного выбора человеком типа поведения, определяемого комплексным взаимодействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов
4 Стимулирование – Стимулирование – побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное) Мотивирование – Мотивирование – создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от неё)
5 Мотивация – Мотивация – психологический стимул, указывающий цель и направленность человеческих действий Мотивация Потребности Действия Удовлетворение
6 Модель мотивации поведения через потребности Потребности (недостаток чего-либо) Побуждения или мотивы Побуждения или мотивы Поведение (действие) Поведение (действие) Цель Результат удовлетворения потребностей: 1.Удовлетворение 2.Частичное удовлетворение 3.Отсутствие удовлетворения Результат удовлетворения потребностей: 1.Удовлетворение 2.Частичное удовлетворение 3.Отсутствие удовлетворения
7 Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо первичные потребности – первичные потребности – физиологические, врожденные (заложены генетически) вторичные потребности – вторичные потребности – психологические (осознаются с опытом)
8 Побуждение – Побуждение – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность Мотив – Мотив – то, что вызывает определенные действия человека Стимул – Стимул – рычаг воздействия или носитель "раздражения", вызывающий действие определенных мотивов (предметы, действия других людей, обещания и т.п.) Мотивационная структура человека – Мотивационная структура человека – совокупность, в которой мотивы находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека; основа для осуществления им определенных действий
9 Стимулирование (материальное и моральное) процесс использования различных стимулов для мотивирования людей одно из средств мотивирования
10 Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
11 Мотивация Мотивация оказывает действие на следующие характеристики деятельности человека: усилие старание настойчивость добросовестность направленность
12 Мотивирование Мотивирование процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нём определенных мотивов основа управления человеком Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
13 Вознаграждение – Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя Внутреннее Внутреннее вознаграждение вознаграждение (даёт работа) чувство достижения результата содержательность и значимость выполняемой работы самоуважение дружба и общение, возникающие в процессе работы Внешнее Внешнеевознаграждение (даёт организация) зарплата продвижение по службе символы служебного статуса и престижа (кабинет, секретарь и т.п.) похвалы и признание дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, мед. и другие страховки и т.п..)
14 Современные теории мотивации: 1.содержательные 1.содержательные основаны на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг ) 2.процессуальные 2.процессуальные основаны на определении того, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познания (В. Врум, С. Адамс, Л.Портер Э.Лоулер)
15 Содержательные теории мотивации Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу 2. 2.теория ERG Клейтона Альдерфера 3. 3.теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда х факторная теория мотивации Фредерика Герцберга
16 Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу Физиологические потребности Потребность безопасности Потребность принадлежности и причастности Потребность признания и самоутверждения Потребность само- выражения
17 Теория ERG Клейтона Альдерфера Теория ERG Клейтона Альдерфера потребности существования потребности связи потребности роста Самовыражение Признание и самоутверждение Принадлежность и причастность Безопасность Физиологические потребности Рост (growth) Рост (growth) Связь (relatedness) Связь (relatedness) Существование (existence) Существование (existence) Теория Маслоу
18 Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда потребность достижения потребность соучастия потребность власти: 1 группа – «власть ради себя» 2 группа – «власть ради группы» Эти потребности приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения
19 Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (1) Мотиваторы/ Потребности в росте Мотиваторы/ Потребности в росте достижение признание ответственность продвижение работа сама по себе возможность роста
20 Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (2) Факторы здоровья/ Гигиенические факторы Факторы здоровья/ Гигиенические факторы заработная плата распорядок и режим безопасность на рабочем месте статус правила условия отношения с коллегами на рабочем месте и подчиненными качество контроля со стороны руководителя
21 Обобщенный взгляд на содержательные теории мотивации Теория Теория Теория Теория Теория Теория Теория Теория Маслоу АльдерфераМакКлелланда Герцберга Маслоу АльдерфераМакКлелланда Герцберга Потребность самовыражения Потребность самовыражения Потребность признания и самоутверждения Потребность принадлежности и причастности Потребность безопасности Физиологические потребности Потребность властвования Потребность существования Потребность достижения Мотивирующие факторы Потребность роста Потребность связи Потребность соучастия Факторы здоровья Факторы здоровья
22 Процессуальные теории мотивации: 1. 1.потребности существуют, но поведение людей определяется не только ими, но и социальными мотивами 2. 2.поведение человека является функцией его восприятия, а также ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения 3. 3.человек распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает конкретный вид поведения
23 Основные процессуальные теории мотивации: 1.теория ожиданий Виктора Врума 2.теория справедливости/ теория равенства Стейси Адамса 3.теория или модель Портера- Лоулера
24 Теория ожиданий Виктора Врума Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение Ожидаемая ценность вознаграждения Мотивация = З Р Р В Валентность
25 Теория справедливости Стейси Адамса: люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, сравнивая свой заработок с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу Для восстановления справедливости, снятия психологического напряжение и восстановления баланса работника необходимо мотивировать: изменить уровень затрачиваемых усилий изменить уровень получаемого вознаграждения
26 Выводы из теории справедливости Стейси Адамса: 1. 1.работники, считая вознаграждение несправедливым, будут уменьшать интенсивность труда 2. 2.восприятие и оценка справедливости вознаграждения носит относительный, а не абсолютный характер 3. 3.руководителям необходимо вести разъяснительную работу
27 Модель Портера – Лоулера 5 переменных: Модель Портера – Лоулера 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения Ценность вознаграждения 1 Ценность вознаграждения 1 Усилия 3 Усилия 3 Оценка вероятности связи усилия -- вознаграждения 2 Оценка вероятности связи усилия -- вознаграждения 2 Способности и характер 4 Способности и характер 4 Результаты (выполненная работа) 6 Результаты (выполненная работа) 6 Оценка роли работника 5 Оценка роли работника 5 Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые 8 Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые 8 Внутренние вознаграждения 7а Внутренние вознаграждения 7а Внешние вознаграждения 7б Внешние вознаграждения 7б Удовлетворение 9 Удовлетворение 9
28 Теория постановки целей (Эдвин Лок): поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.
29 Уровень исполнения работы зависит от 4 характеристик: сложности специфичности целей приемлемости приверженности сотрудника этим целям
30 Удовлетворенность/ НЕудовлетворенность работника определяется 2 процессами: внутренним по отношению к человеку (собственная оценка результатов) внешним по отношению к человеку (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвала коллег)
31 Концепция партисипативного управления (от англ. to participate) – Концепция партисипативного управления (от англ. to participate) – если человек в организации заинтересованно принимает участие во внутриорганизационной деятельности, то, получая от этого удовлетворение, он работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно.
32 Виды мотиваций Текущая мотивация Стабилизирующая мотивация Долгосрочная мотивация Зарплата Месячная премия Наказание, поощрение Надбавка за стаж Льготное питание Гибкий график работы Дополнительное страхование и пенсионное обеспечение Повышение квалификации Льготный кредит на приобретение имущества, жилья Гарантия рабочего места Вознаграждение за достижение долгосрочных (годовых) целей Продвижение (карьера) Делегирование ответственности за важную работу
33 Материальные стимулы НЕ- материальные стимулы ПРЯМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: заработная плата и премии МОРАЛЬНЫЕ: уважение со стороны друзей, родственников, награды КОСВЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: путевки, лечение, транспорт СОЦИАЛЬНЫЕ: престижность труда, возможность роста ТВОРЧЕСКИЕ: возможность самосовершенствования, самореализации Виды стимулирования труда
34 Требования к организации системы стимулирования труда: комплексность дифференцированность гибкость оперативность
35 Пути мотивации работников 1. 1.установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение работника 2. 2.создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников 3. 3.активно общаться со своими сотрудниками, чтобы они чётко себе представляли, чего от них ждут
36 Принципы мотивации работников 1. 1.доступность (демократичность и понятность условий стимулирования) 2. 2.ощутимость (учёт порога действенности стимула) 3. 3.постепенность (постоянная коррекция в сторону повышения материального стимулирования) 4. 4.минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (учёт одномоментности действия стимула) 5. 5.сочетание материальных и моральных стимулов (учёт целенаправленного воздействие на работника)
37 Формы стимулирования персонала
38 Контрольные вопросы: 1.Что такое мотивация? 2.Из каких стадий состоит мотивационный процесс? 3.Каковы основные содержательные теории мотивации? 4.Каковы основные процессуальные теории мотивации? 5.В чем сущность и каковы основные факторы стимулирования труда?
39 Список рекомендуемой литературы 1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, – 616 с. 2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, с. 3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, – 440 с. 4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, – 336 с. 5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, – 496 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.