Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗахар Тюхтин
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Автор лекции: к.э.н., доцент кафедры Микроэкономика Карамова О.В.
3 Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция
4 План лекции План лекции 1.Типы рыночной конкуренции 2.Черты совершенной конкуренции 3.Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции
5 1.Типы рыночной конкуренции 1.Типы рыночной конкуренции
6 Конкуренция Состязательный процесс Структуро- образующий параметр
7 Состязательный процесс Экономические агенты борются за ограниченные ресурсы. Самый ограниченный ресурс- это платежеспособный спрос потребителя.
8 Конкуренция Рыночный механизм сдерживания индивидуализма субъектов рынка Реализовать собственный интерес возможно учитывая интересы других
9 Структурообразующий процесс Процесс расщепления экономической власти Концентрация власти производителя лишает потребителя выбора При расщеплении власти потребитель выбирает из множества производителей для себя продукцию по цене и качеству
10 Типы рыночной структуры Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия Совершенная конкуренция
11 Расщепление экономической власти Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
12 Полиполистические и олигополистические рынки Полиполистические рынки Олигополистические рынки Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция «Широкая» олигополия Конкуренция участников Олигополия Монополия - Координация действий участников вплоть до полного их сговора - Единоличное принятие решений
13 Рыночные структуры ХарактеристикаРыночная власть Совершенная конкуренция Много производителей Товар стандартизированный Нет власти Нет ценовой политики Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Много производителей Товар дифференцированный Умеренная власть Разнообразная ценовая политика Олигополия Мало производителейСущественная власть Ценовая политика зависит от конкурентов МонополияОдин производитель Максимальная рыночная власть Самостоятельная ценовая политика
14 Рыночные структуры Характерис тика Рыночная власть
15 Рыночные структуры Характерис тика Рыночная власть Совершенная конкуренция Много производи- телей Товар стандартизи- рованный Нет власти Нет ценовой политики
16 Рыночные структуры ХарактеристикаРыночная власть Совершенная конкуренция Много производителей Товар стандартизированный Нет власти Нет ценовой политики Несовершенная конкуренция
17 Рыночные структуры ХарактеристикаРыночная власть Совершенная конкуренция Много производителей Товар стандартизированный Нет власти Нет ценовой политики Несовершенная конкуренция Монополис- тическая конкуренция Много производи- телей Товар дифференцир ованный Умеренная власть Разнообразная ценовая политика
18 Рыночные структуры ХарактеристикаРыночная власть Совершенная конкуренция Много производителей Товар стандартизированный Нет власти Нет ценовой политики Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Много производителей Товар дифференцированный Умеренная власть Разнообразная ценовая политика Олигополия Мало производителей Существенная власть Ценовая политика зависит от конкурентов
19 Рыночные структурыХарактеристикаРыночная власть Совершенная конкуренция Много производителей Товар стандартизированный Нет власти Нет ценовой политики Несовершенная конкуренция Монополистическ ая конкуренция Много производителей Товар дифференцированный Умеренная власть Разнообразная ценовая политика Олигополия Мало производителейСущественная власть Ценовая политика зависит от конкурентов Монополия Один производитель Максимальная рыночная власть Самостоятельна я ценовая политика
20 2.Черты совершенной конкуренции 2.Черты совершенной конкуренции
21 Модель совершенной конкуренции Имеет большое методологическое значение как эталон конкуренции. На практике встречается редко. Примером является рынок сельскохозяйственной продукции (картофель, морковь, свекла и др.), валютный рынок
22 Большое количество фирм Стандар- тизиро- ванный продукт Низкие барьеры входа в отрасль Полная информация о технологиях, ценах и др. Совершенная конкуренция – рыночная структура
23 Большое количество фирм Малая доля рынка у каждой фирмы, менее 1%. Отсутствия у фирмы рыночной власти на рынке. Необходимость подстраиваться под колебания рынка. Отсутствие у фирмы собственной ценовой политики. Атомистическая структура отрасли.
24 Атомистическая структура Ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка
25 Стандартизированный продукт Товары абсолютные субституты. Имеют отличие только по цене.
26 Низкие барьеры входа Свободный перелив капитала. Мобильность ресурсов, гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции Размывание прибыли. Экономическая прибыль равна нулю.
27 Полная информация Признаки совершенной информации (достаточность, достоверность, бесплатность + неограниченные когнитивные возможности) Равенство возможностей участников рынка. Симметрия информации. Низкие трансакционные издержки. Снижена возможность оппортунистического поведения.
28 3.Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции 3.Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции
29 D=MR=AR PEPE AR – средний доход MR – предельный доход Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции P (цена) P Q Конкурентная отрасль (объем) Q Кривая спроса конкурентной фирмы (объем) D S PEPE MR=
30 Фирма - совершенный конкурент Имеет абсолютно эластичную кривую спроса. Может наращивать объем производства, не снижая цены.
31 TR Q TR – валовый доход TR Q MR=D MR – предельный доход Характеристика дохода и предельного дохода фирмы МR = TR Q
32 Фирма - совершенный конкурент Имеет линейную возрастающую функцию общего дохода TR. Своей деятельность не насыщает рынок. Увеличение объема производства повышает общий доход. Q TR. Кривая спроса совпадает с кривой предельного дохода MR=D.
33 TR Q Оптимизация деятельности фирмы совершенного конкурента через общий доход и общие издержки
34 + - - TR Q Оптимизация деятельности фирмы TC Q безубыточности II I III
35 - + - Оптимизация деятельности фирмы TR Q TC II I III Q*Q* Prof
36 Q*Q* Р МRМR AТC МC АТС Q Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход MR=MC Q*
37 Q*Q* Р МRМR AТC МC MR = MC Q*Q* АТС Q Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход Прибыль
38 Q*Q* Р MR AVC ATCATC MCMC Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли Q ATC
40 Критические точки: Это объемы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из нее Положение первой Критической точки Зависит oт AFC Рецепт достижения: Увеличивать Q Положение второй Критической точки Зависит oт AVC Рецепт достижения: Либо сокращать Q, Либо увеличивать, Но расширив произв. мощности Проблема возникает нечасто
41 Поведение фирмы конкурента в условиях краткосрочного периода
42 Четыре варианта поведения фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период Ситуация получения экономической прибыли Ситуация безубыточности Ситуация минимизации убытков Ситуация приостановки деятельности фирмы
43 Q*Q* Р MR AVC ATCATC MCMC Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли Q ATC Profit
44 Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли МR=MC P>ATC min P=MC
45 Получение максимальной прибыли возможно при управлении объемом производства и издержками, когда цена выше минимальных средних издержек. Работа конкурентной фирмы с получением экономической прибыли
46 MR Р Q * Работа конкурентной фирмы в условиях безубыточности Работа конкурентной фирмы в условиях безубыточности AVC ATCATC MCMC Q ATC
47 Работа конкурентной фирмы в условиях безубыточности в условиях безубыточности МR=MC P=ATC min P=MC
48 Ситуация безубыточности означает получение фирмой нормальной прибыли. Работа конкурентной фирмы в условиях безубыточности в условиях безубыточности
49 MR Р Q* Q* Работа конкурентной фирмы в условиях минимизации убытков Работа конкурентной фирмы в условиях минимизации убытков AVC ATCATC MCMC Q ATC
50 Работа конкурентной фирмы в условиях минимизации убытков МR=MC ATC min >P>AVC min P=MC
51 Фирма не в состоянии окупить все издержки, но дохода хватает на покрытие всех переменных издержек и части постоянных издержек. Работа конкурентной фирмы в условиях минимизации убытков
52 Р MR Ситуация приостановки производства AVC ATCATC MCMC Q ATC Q*Q* Q*Q*
53 Условия приостановки деятельности конкурентной фирмы Условия приостановки деятельности конкурентной фирмы P
54 Когда фирма не в состоянии окупить даже переменные издержки, она вынуждена приостановить производство. Условия приостановки деятельности конкурентной фирмы Условия приостановки деятельности конкурентной фирмы
55 АТС q p Прекращение производства АVСАVС Q1Q1 AFC 1 Чистые убытки из-за отказа прекращения производства D=P=MR=AR AB CD F E P < AVC min МС
56 Величина убытков = площади АВСД – всего заштрихованного прямоугольника Краткосрочное прекращение производства – не означает ликвидацию самой фирмы Условия приостановки деятельности конкурентной фирмы
57 Два ограничения для золотого правила оптимизации фирмы конкурента
58 Два ограничения для золотого правила оптимизации Q*Q* Р МRМR AТC АТС Q MC
59 1. Фирма должна выбирать больший объем производства, если кривая MR дважды пересекает кривую МС. Два ограничения для золотого правила оптимизации
60 Р MR Два ограничения для золотого правила оптимизации AVC ATCATC MCMC Q ATC Q*Q*
61 2.В условиях приостановки деятельности фирмы правило не действует, так как эффективен нулевой объем производства. Два ограничения для золотого правила оптимизации
62 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVC ATCATC MCMC Поведение фирмы конкурента в условиях меняющейся рыночной среды Q ATC
63 MR 2 Р2Р2 Q 2 * Поведение фирмы конкурента в условиях меняющейся рыночной среды Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVC ATCATC MCMC Q ATC
64 MR 3 Р3Р3 Q3* Q3* Ситуация минимизации убытков фирмы Q 2 * MR 2 Р2Р2 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVC ATCATC MCMC Q ATC
65 Q4*Q4* Р5Р5 MR 5 Р4Р4 MR 4 Ситуация приостановки производства Q3* Q3* MR 3 Р3Р3 Q2* Q2* MR 2 Р2Р2 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVC ATCATC MCMC Q ATC Q5*Q5*
66 1. Кривая предложения фирмы совпадает с восходящей частью кривой MC, лежащей над точкой пересечения с кривой AVC. Выводы:
67 Q4*Q4* Р5Р5 MR 5 Р4Р4 MR 4 Ситуация приостановки производства Q3* Q3* MR 3 Р3Р3 Q2* Q2* MR 2 Р2Р2 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVC ATCATC MCMC Q ATC Q5*Q5* S S
68 2. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы возрастает по той же причине, что и МС – из-за действия закона убывающей отдачи. Выводы:
69 Правило MR =MC Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке, где MR=MC Если MR от каждой следующей единицы продукции превышает MC (MR >MC), то следует и дальше производить, чтобы «добирать» оставшуюся прибыль Если MR
70 Иллюстрация P Q MC АBCODEF Дополнительные прибыли Дополнительные убытки MR=P
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.