Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКонстантин Саянов
1 Современные зарубежные педагогические концепции Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции. В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий в разных странах имеет две главные функции. Первая состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь, координировать научную деятельность разных стран. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школы состоит в обеспечении переноса опыта на родную почву.
2 Современные зарубежные педагогические концепции. Ученые считают, что знание педагогической практики и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы. Это касается и России : глубокие социально - экономические и социокультурные изменения в стране делают нашу молодежь, учеников похожими на западных. Именно эти процессы актуализируют изучение педагогики западных стран, Америки, Японии. Недавний агрессивный, конфронтационный подход к западной педагогике и школы отделял нашу страну от мирового педагогического опыта и обеднял, затруднял развитие отечественного образования. Теперь имеются условия для объективного анализа зарубежных систем и теорий.
3 Проблемы философии образования и теории педагогики в России. Проблемы философии образования и теории педагогики очень близки, по существу, это методологические вопросы педагогики : установление общих философских подходов к исследованию педагогической действительности ; разработка концепций образования ; поиск новых парадигм в образовании. Основные проблемы философии образования отражены в таких категориях : воспитание, личность, детерминизм образования и развития личности, социализация, цели и ценности воспитания.
4 Проблемы философии образования и теории педагогики. С точки зрения проблемы философии образования и теории педагогики анализ классических и современных зарубежных концепций воспитания представляет как методолого - теоретический интерес, так и практический : правильная постановка проблем воспитания и ; их философское осмысление позволяют оценивать прошлое и прогнозировать будущее образования.
5 Типология педагогических концепций В философской и педагогической литературе представлено довольно большое количество концепций воспитания и образования, на основе которых разрабатываются педагогические программы, системы обучения и воспитания, реализующиеся в школах. Следует помнить, что большинство авторов понимают под воспитанием и образование, то есть единый процесс обучения и воспитания в институциональных формах, в учебно - воспитательных учреждениях, и социализацию - процесс воспитания в широком социальном значении в не строго управляемых условиях социальной среды. Поэтому в одних теориях акцент делается : на социализации ; в других на обучении ; в третьих непосредственно на воспитании ; но в целом это широкие воспитательно - образовательные концепции.
6 Два типа образования, воспитания : Анализ литературы по истории и по теории педагогики показывает, что в человеческом обществе на протяжении веков можно видеть два глобальных направления, типа образования, воспитания : первое - авторитарная школа, школа послушания ; и второе - гуманная школа, школа свободы.
7 Зарубежные концепции воспитания. Направление, тип воспитания означает общий характер образования, задачи, методы и формы воспитания, отношения учителя и учеников, установки, цели, принципы воспитателей. Наличие этих типов воспитания можно проследить в мировой истории образования и в современной школе. На рубеже веков, многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике. Можно сказать, что человечество в образовании идет от жесткой, репрессивной, традиционной школы к гуманному, персоналистскому воспитанию..
8 Образовательные системы Древнего Египта, Индии, Китая, Спарты Образовательные системы Древнего Египта, Индии, Китая, Спарты были авторитарны, равно как и средневековые школы Европы. Авторитаризм в воспитании проявляется в следующем : беспрекословное подчинение учеников учителю считается законом ; учитель, государство определяет, чему и как надо учить, как организовать образ жизни воспитанников ; методы воспитания и обучения основаны на принуждении, механическом заучивании, подавлении живых проявлений детей. " Уши мальчика растут на его спине ", так египетская пословица иллюстрирует педагогику подавления.
9 Гуманистический подход в педагогике. Беседы Платона с учениками в садах Афинской академии, педагогический принцип его учителя Сократа - убеждение, а не принуждение. Этот гуманистический подход нашел отражение и развитие в элементах систем Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега, Ушинского и других. " Свободное воспитание " открыл для мира Руссо, главный принцип которого состоит в том, что в воспитании надо идти от природы ребенка, не подавлять его естественного развития. Это означало не заставлять читать, писать, изучать науки, а создать условия для того, чтобы ученики сами стали делать все то, что планирует учитель. Искусство воспитания - в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности.
10 Идеи Руссо в педагогике. Идеи Руссо оказали большое влияние на педагогику Толстого и особенно на реформаторов школы в Европе на рубеже веков. Собственно с них и пошло развитие современных концепций воспитания, в отличие от традиционного классического образования 19 века. Таким образом, большей части концепций уже сто лет и современными их можно назвать в определенной мере условно : имея в виду, что они сохраняют методологическое значение ; на их основе строятся программы и системы обучения и воспитания,; они реализуются в практике конкретных учебно - воспитательных заведений.
11 Какие же концепции воспитания в западной педагогике выделяет наука в рамках указанных двух моделей, типов образования ? К авторитарному направлению можно, бесспорно, отнести бихевиористическую педагогику, сюда можно причислить педагогику неотомизма, теорию " жесткой " социализации по Парсонсу. К гуманистической линии следует отнести неопедоцентризм, экзистенциализм, отчасти неопозитивизм. Некоторые концепции имеют черты обеих моделей, занимают особое положение, например, педагогическая технология ( технология обучения ). Правильнее сказать, это педагогика, делающая акцент на целенаправленном активном воздействии на ученика, более или менее строго управляющая педагогическая система, в отличие от системы, акцентирующей саморазвитие личности, ее самоуправление.
12 Два типа современных педагогических концепций. Итак, два типа современных педагогических концепций можно разграничить по характеру управления воспитанием и развитием ученика. А концепции внутри типа различаются главным образом по философскому или научному направлению, лежащему в основе : прагматизм, бихевиоризм и др.
13 Бихевиористическая педагогика Бихевиористическая педагогика В основе этого подхода лежит психология бихевиоризма (behavior - поведение ), возникшая в начале 20 века. Классический бихевиоризм утверждал, что личность определяет поведение, которое можно наблюдать, в отличие от чувств, мышления, составляющих внутренний мир, не доступный изучению с помощью научных методов. Следовательно, предмет психологии - поведение, активность человека, которые бихевиористы стали называть " реакцией " и в изучении которых старались применять естественнонаучные методы, дающие, как они считали, объективное научное знание о психике человека. Личность, ее психику они сводили к сумме реакций на ситуации - раздражители ( стимулы ). Воспитание и обучение человека поэтому ими рассматривались как выработка социально одобряемых, " правильных " реакций на стимулы, жизненные ситуации.
14 Технологический подход к воспитанию. Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. Это отвечает технократическим тенденциям в педагогике : разрабатывать научно - педагогические системы управления формированием личности ; тем самым держать под контролем общество. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармокологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
15 Технологический подход к воспитанию. Наряду с этим есть и сторонники " технологии поведения " ( особенно в США ). Они выступают за то, чтобы система воспитания, школы формировали бы дисциплинированных, ответственных людей, " послушных " граждан, выполняющих свои роли в обществе.
16 Гуманистическая педагогика ( неопедоцентризм ). Главное, что характеризует этот подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития. В первой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж. Дьюи ( ), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в " свободном воспитании " периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М. Монтессори и Вальдорфской школе Р. Штайнера. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А. Маслоу, К. Роджерса и др. Они создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм.
17 ПРОДОЛЖЕНИЕ Д. Дьюи положил начало педоцентризму : педагогика все свои категории ( цели, содержание, методы обучения ) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании
18 Правила педагогического общения Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении : 1. Демонстрировать доверие детям. 2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом. 3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению. 4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
19 Правила педагогического общения. 5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его. 6. Быть активным участников группового взаимодействия. 7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию. 8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками. 9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
20 Достоинства гуманистической педагогики. К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего : внимание к внутреннему миру ребенка ; ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения ; во - вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.
21 Неопозитивизм (" новый гуманизм "). Эта философско - педагогическая концепция имеет своей основой классический позитивизм и его современные направления и школы. Для неопозитивизма характерно отрицание спекулятивных философских теорий об общих вопросах бытия и ориентация на конкретные научные ( эмпирические ) знания. Социальные науки, к которым относится и педагогика, должны использовать те же научные методы, предполагающие опытную проверку, что и науки о природе. Особая сфера интересов неопозитивизма - это специфика научного знания, его логика, структура, развитие. Воспитание анализируется с этих позиций. Оно должно быть освобождено от мировоззрения, идеологии и основано на рационалистическом мышлении, научно - эмпирических данных, проверяемых и объективных.
22 Неопозитивизм (" новый гуманизм "). В этой концепции как положительные моменты надо отметить : стремление формировать свободную, самостоятельную личность, которая определяет свое нравственное поведение на основе моральных знаний, сознания, совести ( на высшей стадии развития ); также ориентация на интеллектуальное развитие, высокий научный уровень обучения и исследовательские методы в обучении. Однако воспитание в значительной мере сводится к языковым, умозрительным рассуждениям, часто далеким от социальных, по - настоящему жизненных проблем.
23 Задача школы. Задача учителя. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия - экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.
24 Процесс обучения, метод воспитания. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения : он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают " свою " истину и формируют " свое " знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.
25 Вывод. В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции : формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности " экзистенциальной " личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, " новым гуманизмом " и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.
26 Понятие социализации. Социализация в самом широком толковании - это " комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры ", это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют " вторым, социокультурным рождением человека ".
27 Теория социализации как педагогическая концепция. Теория социализации как педагогическая концепция. Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе. За рубежом возникает ряд концепций социализации личности. Основные проблемы, которые в них разрабатываются, таковы : в чем состоит сущность, специфика социализации ; каковы ее научно - методологические основы ; как она соотносится с образованием ; воспитанием в школе ; каковы институты и факторы социализации ; как влияют теории социализации на практику школы, собственно педагогические процессы.
28 Три концепции социализации.. В западной социологии и педагогике есть попытки создать общую, междисциплинарную теорию социализации, которая означала бы важный поворот в теории воспитания. Единой теории социализации, однако, нет. Имеются три концепции, которые отличаются преимущественно трактовкой процесса социализации, пониманием ее целей : это адаптивная модель социализации ; гуманистическая модель ; и комплексная социализации, совмещающая обе позиции.
29 Адаптивная, а также функциональная, жесткая " социализация. Адаптивная, а также функциональная, жесткая " социализация разрабатывалась в рамках социологии структурного функционализма Т. Парсонса и др. Общество представляет систему, со структурой социальных слоев, институтов, норм взаимодействия и т. д., где каждый элемент социальной системы выполняет свои функции. Система стремится к равновесию и стабильности. Одним из механизмов, обеспечивающих стабильность, является социализация. Ее суть в воспроизводстве людей, удовлетворяющих требованиям общества.
30 Адаптивная социализация. Поэтому целью социализации является выработка требуемого поведения, личность, усвоившая нормы и выполняющая свои обязанности, функции. Сторонники этого подхода считают одним из главных свойств адаптированной личности конформность, относительно некритическое принятие социальных установлений, следование стандартам. Одни считают, что такая адаптация происходит в основном стихийно, неуправляемо. Другие полагают, что ее следует организовывать, координировать и контролировать действие всех субъектов и институтов социализации : школы, семьи, СМИ, сверстников, общин по месту жительства.
31 « Мягкая ", личностная социализация, суть которой ближе всего выражена в гуманистической педагогике. 70- е годы функциональная социализация подвергается критике и в качестве альтернативы обосновывается " мягкая ", личностная социализация, суть которой ближе всего выражена в гуманистической педагогике. Социализация понимается как процесс саморазвития человека, поиск им своих возможностей, их реализация. Предполагается, что подросток в процессе социализации проявляет активность, выражающуюся в " педагогическом самоуправлении ", самореализации. Задача социализации - формировать не " послушного " функционера, а критическую, автономную личность. Однако такая позиция ведет к другой крайности : от конформизма в первой модели - к личности, уважающей только свое Я, согласно второй модели.
32 Перспективы воспитания в России. Несмотря на обилие названий и подходов к воспитанию за рубежом, можно видеть две главные позиции : одна - консервативно - охранительная, отстаивающая управляемое формирование дисциплинированной личности, усвоившей социальные стандарты в поведении ; другая - гуманистическо - либеральная, с приоритетом развития автономной личности в процессе воспитания и социализации. Анализ подходов и систем конкретных зарубежных школ 20 века показывает тенденцию к усилению гуманистической ориентации. Идеи педоцентризма, свободного воспитания, гуманизации и индивидуализации воспитания особенно глубоко реализовались в некоторых школах, называемых альтернативными или экспериментальными, что не одно и то же.
33 Вальдорфская школа. Наиболее известной из таких школ является Вальдорфская школа. Она основана Р. Штайнером в 10- е годы 20- го столетия. Ее философскую основу образует антропософия - учение о человеке и духовном познании мира. Воспитание, по Р. Штайнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу. Развитие человека проходит три семилетних цикла : 7, 14, 21 год. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения..
34 Системы П. Петерсена, С. Френе. В Германии, Франции и других европейских странах работают школы, в основе которых лежат системы П. Петерсена, С. Френе и других реформаторов педагогики начала века. Для них характерна ориентация на гармоническое развитие всех способностей и сил ученика : эмоций, воли, ума, практических умений, коммуникативных свойств, нравственных качеств. Организацию учебно - воспитательного процесса и методы воздействия на учащихся можно охарактеризовать как ненавязчивые, мягкие, щадящие. Ученики объединяются в разновозрастные группы. Содержание и темп занятий индивидуализированы и часто определяются детьми по свободному выбору : игры, чтение, беседы с учителями, индивидуальная работа, технические и художественные занятия. В течение дня органично сочетаются игра, учеба, общение, отдых, труд. Оценок в баллах как правило нет, что снимает стресс. Одна из главных идей школы П. Петерсена ( ) состоит в формировании ребенка в " школьной общине ": в совместной деятельности и общении детей разного возраста.
35 Современная школа и педагогическое движение, основанного Селестеном Френе ( ). Подобные черты характерны и для Ecole Moderne, современной школы и педагогического движения, основанного Селестеном Френе ( ). Целью воспитания является развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности. Главное, что отличает такую школу, - это организация учебной деятельности по типу производственной, с разделением труда и взаимодействием. Учебный процесс организуется вокруг школьной типографии, которая выпускает журнал, его делают все и на всех стадиях, от создания текстов до распространения. Это не может состояться без самоуправления, ученических коллективных органов управления, собраний, поручений, обсуждений дел и принятия решений. Во всей этой деятельности сближается учебная и внеурочная работа детей и формируются названные выше качества учеников.
36 Анализ теоретических подходов и конкретных учебно - воспитательных систем школ западных стран позволяет провести параллель с развитием советской школы и поисками современной российской педагогики. Можно видеть элементы, сближающие систему А. С. Макаренко со школой С. Френе, П. Петерсена, Я. Корчака и других педагогов - реформаторов 20 столетия. Не директивный стиль формирования детей за рубежом сопоставим с " мягкой " педагогикой В. Сухомлинского и с последующим опытом педагогов - новаторов. Это свидетельствует о высоком уровне педагогической науки в России и большом мировом значении отечественных педагогов. Поиски современных педагогов частично осуществляются на путях, проложенных великими педагогами первой половины 20 века. Вместе с тем в педагогике есть стремление найти гармонию между принуждением и свободой в воспитании, обосновать подходы, сочетающие интересы ребенка и образовательные стандарты.
37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Следует знать, что на западе ( в США, Канаде ) с 80 годов наметился поворот от " свободного воспитания " к традиционному, систематическому, классическому образованию, к более направленному и активному влиянию на нравственность и поведение учеников. Возможно, что наше стремление уйти от авторитарной системы к гуманистической педагогике оправдано, но путь в мировое педагогическое пространство, сближение с западом, поиск новых концепций должен быть тщательно взвешенным. Важно не повторить ошибок зарубежной школы и сохранить все лучшее в нашей науке и школе, сохранить национальное и культурное своеобразие отечественного образования и выработать концепции, адекватные русской действительности. Для будущих учителей размышления над путями развития педагогики 20 века актуально при определении своих взглядов на воспитание в российской школе 21 века.
38 Задания на усвоение и проверку. Задания на усвоение и проверку. 1. Отнесите данные утверждения к названию соответствующей концепции : бихевиоризм, экзистенциализм, гуманистическая педагогика, неопозитивизм. Воспитание состоит в том, чтобы обеспечить ученику его собственный поиск знаний, нравственных норм, ценностей, смысла жизни. В воспитании играют определяющую роль когнитивные структуры, рационально организованное знание и поведение, основанное на научном анализе. Целью воспитания является формирование самоактуализирующейся личности на основе методики развивающей помощи, которая предполагает проявление безусловного принятия и понимания ребенка, поддержки его.
39 Задания на усвоение и проверку. Воспитание понимается как модификация поведения, выработка одобряемого поведения с помощью системы подкреплений. 2. Проанализируйте свой опыт учения и / или работы в школе, ответьте на вопросы. Каких учителей больше в отечественной школе : авторитарной или гуманистической ориентации ? Почему ? Как вы это оцениваете ? К какой из этих ориентаций склоняетесь вы как учитель ? Почему ? 3. Многие утверждают, что отечественные школьники понимают только авторитарную систему воспитания. Как думаете вы ? Почему ? Обсудите этот и следующий вопрос с коллегами. 4. Какая модель воспитания, по - вашему, будет наиболее адекватной российским условиям в ближайшем будущем ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.