Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Яворская
1 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида 186 «Веснушка» «Использование схем и моделей в развитии речи детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов групп компенсирующей и общеразвивающей направленности. Великанова Мария Игоревна, учитель-логопед, 1 квалификационная категория
2 Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста отмечаются стойкие трудности в произношении фонем родного языка, в фонематических процессах, выделении заданного звука, придумывание слов с заданным звуком, в звуковом анализе слова, в правильном использовании грамматических форм русского языка, в составлении связных текстовых сообщений (как пересказ, так и самостоятельный рассказ по картине или из опыта ребёнка).
3 Недостатки речевого развития современных детей связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.
4 Моделирование и его плюсы Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т.к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А.Н. Леонтьев 1981 г.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
5 Приемы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.
6 Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.
7 Заместители Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры или полоски; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
8 Прием замещения к сказке «Под грибом»
9 Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций; как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
10 Пиктограммы по сказке Под грибом В. Сутеева.
11 Мнемотехника Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи: – заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок; – пересказывание текстов; – составление описательных рассказов.
12 Мнемотаблицы Мнемотаблицы это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
14 Где и как применить приёмы наглядного моделирования?
15 Виды непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста Область- коммуникация: НОД по развитию звуковой культуры речи; Область- коммуникация: НОД по обучению грамоте; Область- коммуникация: НОД по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических средств языка; Чтение художественной литературы.
16 Область- коммуникация: НОД по развитию звуковой культуры речи Основные задачи реализуемые в данном направлении: - Знакомство со звуками; - Формирование звукопроизношения; - Развитие фонематического восприятия;
17 Модели гласных звуков
18 Использование заместителей при знакомстве детей с согласными звуками
19 Использование моделирования при знакомстве с абстрактным понятием ЗВУК
20 Использование моделей при проведении артикуляционной гимнастики
21 Использование моделирования при развитии фонематического восприятия
22 Использование графических схем в работе над темпо - ритмической стороной речи
23 Область- коммуникация: НОД по обучению грамоте Основные задачи реализуемые в данном направлении: Знакомство и закрепление зрительного образа буквы; Знакомство со слоговой структурой слова; Формирование звукового анализа и синтеза; Знакомство с понятием «предложение»; Знакомство с предлогами и их написанием.
24 При формировании слоговой структуры слова дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее с одним слогом, на среднее с двумя, на верхнее с тремя. При формировании слоговой структуры слова дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее с одним слогом, на среднее с двумя, на верхнее с тремя.
25 Определение места звука в слове и определение ударного слога в слове
26 Использование моделирование в формировании звукового анализа
27 Схемы –модели предлогов
28 Использование модели при формировании у детей понятий «слово» и «предложение»
29 Область- коммуникация: НОД по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических средств языка; Чтение художественной литературы. Основные задачи реализуемые в данном направлении: Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. Обучение составлению повествовательных рассказов, указывая место и время действия, соблюдению композиции и последовательности изложения. В рассказах по одной картине учить придумывать предшествующие и последующие события. Обучение понимания смысла текста и обучение пересказу.
30 Работа по формированию лексико- грамматического строя языка Составление предложений с использованием графических схем слов
31 Виды занятий по развитию связной речи Занятие по обучению пересказу Занятие по обучению составления рассказа по сюжетной картине Занятие по обучению составления рассказа по серии сюжетных картин Занятие по составлению описательного рассказа Занятие по составлению сравнительного описательного рассказа
32 Использование схем-моделей при обучении пересказу Пересказ сказки «Колобок»
33 Использование мнемотаблицы при пересказе сказки «Три медведя»
34 Использование пиктограмм при заучивании стихов: Воробей Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая! Чил, чив, чил! А.Барто
35 Использование моделирование при составлении рассказа по сюжетной картине
36 Составление рассказа по сюжетной картине с использованием схемы- модели
37 Составление описательного рассказа по схеме
38 Использование сенсорно-графической схемы В.К. Воробьевой при составлении описательного рассказа
39 Использование модели при овладении приёма сравнительного описания
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.