Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПавел Карпенко
1 Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Трудовое воспитание ( ТВ ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации ( ПО ). В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является обучающей функцией - условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.
2 Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Труд имеет развивающую функцию : обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально - волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А. Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания : производительный, коллективный и соревновательный характер труда ; разнообразие и усложнение трудовых операций ; эстетика и научная организация труда ; рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.
3 Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Трудовое воспитание и профориентация учащихся. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер : дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся : формирование знаний о технике, производстве, экономико - социальных проблемах ; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками ; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем ; подготовка к выбору профессии. Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр.
4 Профессиональная ориентация школьников. Составной частью ТВ является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система ПО включает следующие компоненты : Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения. Профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально - психологической, педагогической. Профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению. Профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой - либо профессии. Профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства.
5 Профориентационная работа. В профориентационной работе имеются два подхода : Адаптационный - состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможностями ; развивающий - предлагает развивать ученика и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на второй подход и в определенной мере проводит ПО работу, цель которой - профессиональное самоопределение учащихся.
6 Профориентационная работа. Она конкретизируется в следующих задачах : помощь в изучении мира профессий, производства ; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения ; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии. Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, в учебно - производственных комбинатах силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Для профессиональной диагностики имеются различные методики : тесты, опросники, деловые игры.
7 Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание ( ЭВ ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты : Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.
8 Эстетическое воспитание. Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности - нужда в общении с художественно - эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы - социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
9 Эстетическое воспитание. Объем понятия " эстетическая культура " определяет задачи и содержание ЭВ учащихся : формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей ; знаний, идеалов ; выработка художественно - эстетических умений ; творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
10 Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего : на уроках литературы ; музыки ; изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.
11 Физическое воспитание. Физическое воспитание.. Физическое воспитание ( ФВ ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
12 Задачи, система и методы физического воспитания школьников. К задачам и содержанию ФВ в школе относятся : развитие основных двигательных умений и навыков ; обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности,; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой ; формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни ; формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
13 Задачи, система и методы физического воспитания школьников. Систему ФВ в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства ФВ включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы ( солнце, воздух и вода ), гигиенические факторы ( режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений ). Основными методами ФВ являются физические упражнения, тренировки, убеждение ( разъяснение ), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию.
14 Формирование здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни. Б. Т. Лихачев называет формирование здорового образа жизни антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно - никотинового отравления организма и психики, развития нравственно - эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не должно сводиться к " анти ", то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого.
15 Формирование здорового образа жизни. Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей. В России был курс " Этика и психология семейной жизни ", который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса " Основы безопасности жизнедеятельности ". Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизни является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых.
16 К показателям физической воспитанности относятся : развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту ; систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом ; соблюдение норм личной гигиены ; выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни ; следование требованиям здорового образа жизни.
17 Задания на усвоение и проверку. Задания на усвоение и проверку. 1. Сформулируйте задачи трудового воспитания в школе. Какова роль труда в воспитании учащихся ? 2. Дайте определение понятия профориентация и следующих ее компонентов : профессиональное просвещение ; диагностика, консультация ; отбор и адаптация. Каковы задачи профориентационной работы в школе ? 3. Раскройте понятие эстетическая культура. Сформулируйте задачи эстетического воспитания школьников. 4. Опишите задачи и содержание физического воспитания учащихся. Раскройте содержание понятия формирование здорового образа жизни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.