Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИлья Фурманов
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
2 Изучив данную тему студент должен знать основные понятия: Цель лекции: сформировать представление о стадиях развития психики и взаимосвязи уровней развития психики и форм поведения живых организмов. психика, отражение, чувствительность, раздражимость. 22
3 Основные вопросы: 1. Эволюция психики. 2. Развитие психики у животных. 33
4 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ Вопрос 1. 4
5 Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность. Психика – как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. 5
6 Обладает Неживая материя Живая материя Отражение - способность организма отвечать на воздействия среды является всеобщим свойством материи. Отражение на: физическом уровне химическом уровне раздражимостью 6
7 Раздражимость – способность внутриклеточных образований клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздействия факторов внешней и внутренней среды. Раздражимость гидры 7
8 Чувствительность – свойство реагировать на воздействия, которые сами по себе непосредственно не влияют на жизнедеятельность организма, а только сигнализируют о наличии биологически значимых воздействий, обеспечивая тем самым лучшую адаптацию живого организма к окружающему миру. Чувствительность первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» А.Н. Леонтьев 8
9 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ Вопрос 1. 9
10 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития I. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего Органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные 10
11 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) (продолжение) Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) 11
12 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) (продолжение) Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно- исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины) 12
13 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) (продолжение) Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития III. Стадия интеллекта А. Низший уровень. Способность решать задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к научению. Перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации А. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук А. Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны Б. Высший уровень. Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности особой, ориентировочно- исследовательской фазы Б. Способность решать задачи разными способами. Создание и Использование в своей деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями (инсайт). Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения Б. Высшие, человекообразные обезьяны. Дельфины 13
14 Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия интеллекта. С появлением человека начинается история новой ступени развития психики – развитие человеческого сознания. Развитие психики у животных проходит в ряд этапов: 14
15 1. Каковы основные этапы развития психики? 2. Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»? 3. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных? 4. Что вы знаете о происхождении сознания? Контрольные вопросы 15
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.