Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПотап Охохонин
1 Презентация студента группы 2 А Солоухина Кирилла
2 Содержание Сущность конкуренции, её виды Механизм функционирования совершенной конкуренции Механизм функционирования несовершенной конкуренции : чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции
3 Сущность конкуренции, её виды O Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров ( продавцами ) за лидерство на рынке. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. O Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами и может быть внутриотраслевой ( между аналогичными товарами ) и межотраслевой ( между товарами различных отраслей ), ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
4 O В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную ( свободную ) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки : рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
5 O Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.
6 Механизм функционирования совершенной конкуренции O Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного ( одинакового ) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется « рынок свободной конкуренции ».
7 Основные характеристики рынка совершенной конкуренции O Большое количество мелких продавцов и покупателей ; O Продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки ; O Невозможность контроля над ценой и объемом купли - продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры ; O Полная свобода входа на рынок и ухода с него : это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
8 O В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Он представляет собой идеальную структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но есть рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры ( например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции ).
9 Механизм функционирования несовершенной конкуренции O Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа : монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
10 O При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются : высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т. п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм - монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
11 O Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм ( греч. oligos - немногий, poleo - продать ). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
12 O Обычно на олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм ( от трех до пяти ) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов : руды, нефти, стали, цемента ; дифференциация - на рынках потребительских товаров ( автомобили ). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия, в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.
13 Признаки олигополии O В отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной ; O Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции ; O В отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
14 O Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Если на рынке существует только один покупатель, то имеет место монопсония.
15 O Роль монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции.
16 O В условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
17 Характерные черты монополии O Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. O Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. O В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта. O Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.