Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu.k26.ru
1 Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» филиала Государственного образовательного учреждения «Красноярский педагогический университет имени В.П.Астафьева» в Железногорске ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ Автор презентации доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ 106 Клюев А.В. г. Железногорск, 2010 года
2 БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения защиты учащихся и работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера образовательное учреждение обязано (ст. 14 и ст. 20 Федерального закона от г. 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»): планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся, работников и самого образовательного учреждения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования образовательного учреждения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение учащихся и работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в образовательном учреждении и на прилегающих к нему территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке учащимся и работникам информацию в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать их об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществлять подготовку учащихся и работников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3 Руководитель образовательного учреждения и другие должностные лица: самостоятельно работают с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; проходят переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны; участвуют в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
4 Учащиеся и работники образовательного учреждения Работники образовательного учреждения, не входящие в состав его формирований и служб гражданской обороны: посещают занятия по ГО в своем образовательном учреждении; принимают участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне; индивидуально изучают способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Учащиеся: проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны. При этом учащиеся и работники образовательного учреждения обязаны (ст. 19 Федерального закона от г. 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»): соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
5 Актуальность проблемы безопасности образовательного учреждения Ежегодные людские потери в России: 1. На дорогах 34 тыс. человек погибает; 200 тыс. человек получают телесные повреждения (10-15% умирает). 2. На пожарах 19 тыс. человек погибает; 20 тыс. человек получают телесные повреждения (около 10% умирает). 3. От криминальных действий 34 тыс. человек убитых; 50 тыс. человек - пропавших без вести (50% из них - убитые); тыс. человек получают тяжкие те лесные повреждения (20% из них умирает); около 15 млн. человек страдают от различных криминальных посягательств. 4. От терактов в ОУ - данные уточняются. 5. От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибают: 50 тыс. человек от передозировки наркотиков; 40 тыс. человек от отравления алкоголем. 6. От утопления погибают: 20 тыс. человек. 7. От суицидов: 50 тыс. человек. 8. От болезней, спровоцированных табакокурением, умирают более 1 млн. человек. 9. Бытовой и производственный травматизм 100 тыс. погибших. В ЧС погибают ежегодно до 2-3 тыс. человек. Основные же потери тыс. происходят не в чрезвычайных, а повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (не чрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в некоторых учебниках, программах и стандартах по ОБЖ и БЖ.
6 Выводы для выработки концепции и практики обеспечения безопасности образовательного учреждения 1. От обычных опасных ситуаций погибает граждан (и в том числе учащихся) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах. 2. Значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70% пострадавших погибает не от смертельных повреждений (несовместимых с жизнью), а от отсутствия элементарной медпомощи со стороны окружающих, медработников, сил правопорядка и от отсутствия соответствующих знаний и умений у населения, в том числе и у части медработников. Не всем смогли быстро остановить кровь, не всех положили лицом вниз, чтобы пострадавший не подавился языком и не захлебнулся кровью (рвотой). 3. Дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите ОУ от терактов и иных ЧС (социальных, природных и техногенных) не приведет к снижению потерь, если эти меры не будут одновременно защищать учащихся от множества других обыденных (не чрезвычайных) опасностей.
7 Выводы для выработки концепции и практики обеспечения безопасности образовательного учреждения 4. Никакие суперсистемы безопасности ОУ не дадут эффекта и снижения смертности в стране, если в голове каждого учащегося и педагога не будет качественных знаний о мерах обеспечения собственной безопасности, о помощи и самопомощи. Твердое усвоение каждым трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по скользким тротуарам и лестницам, правильное хранение денег, поведение и общение в конфликтных ситуациях и т.п. 5. Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери общества и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будут созданы условия для развития культуры (культа) формирования безопасной личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных социальных систем безопасности. 6. Любые действия окажутся неэффективными, если не будет единства целей и механизма взаимодействия всех элементов общества: гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований: к обеспечению безопасности, созданию комплексной системы безопасности, к выбору средств охраны, режима, типа отношений в коллективе и с учащимися, чтобы достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами.
8 Причины возникновения и стадии развития чрезвычайных и опасных ситуаций Попытаемся с учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС расположить различные причины в порядке убывания их значимости и степени влияния. Вот что выходит на первые места. Недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся; непонимание серьезности проблем БЖ; Сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям; Негативное влияние преступной и молодежной субкультуры; Слабость профилактических и воспитательных институтов; Отсутствие необходимой правовой информации; Недостаточное изучение педагогами учащихся и их интересов, реальной жизни учащихся и их контактов; Излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся; Неорганизованность досуга учащихся; Слабая система безопасности и охраны ОУ; Целенаправленные действия преступников. Как видите, причинный комплекс чрезвычайных и опасных ситуаций в ОУ не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, я информационном. Будут недостаточными только технические, кадровые или организационные решения. Главным звеном останется воздействие на учащегося, на педагога, на родителей, на сотрудников, охраняющих ОУ, т.е. на человеческий фактор.
9 Системы безопасности в образовательном учреждении Каждая система безопасности ОУ имеет свой набор элементов: Субъекты обеспечения БОУ: руководство ОУ персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДЮП, ОЮС), учащиеся, родители. Администрация города, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения. Финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы обеспечения БОУ. Нормативные акты (инструкции, приказы, документация по БОУ, планы и пр.). Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей в обычной обстановке и в условиях Ч и ОС, режим, контроль. Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей. Знания способов правильного противодействия опасностям. Памятки. Технические средства обнаружения, ликвидации Ч и ОС и их последствий. Навыки правильного поведения и владения техническими средствами учащихся и персонала в Ч и ОС, навыки ОБЖ. Это главный элемент системы БОУ. Тот самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги ничего не дадут. Обстановка серьезного отношения учащихся к проблемам БОУ. Задействование этого фактора иногда важнее всех других элементов системы безопасности. Формы воспитательного воздействия любые.
10 Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ: достаточность количественных и качественных параметров (численности и квалификации персонала, структуры и режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств) для полного и качественного выполнения всего спектра задач обеспечения безопасности; непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы, гарантированные возможностями организационных структур и технических систем; постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении - к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий; своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышение риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса, проведением заранее спланированных мероприятий; устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки, в том числе ЧС любой природы; саморегулирование - способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, угроз и задач; эффективность - постоянное и надежное обеспечение заданного уровня всех составляющих риска для ОУ.
11 ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. В рамках Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
12 Основные направления реализации Программы «Безопасность образовательного учреждения» 1. Оснащение образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания; 2. Обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил; 4. Анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений; 5. Разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих нормативных правовых документов; 6. Создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений; 8. Организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений; 9. Разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
13 Основные параметры проектирования систем безопасности ОУ: а) оценка: общих угроз в регионе; возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки; конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений; состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ; б) расчет количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности; в) выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности; г) определение: оптимальных режимов работы технических систем; алгоритмов принятия решений и действий. Технические системы комплексной безопасности ОУ: а) автоматизированные: контроля автотранспорта, идентификации личности, доступа в здания и помещения; б) оповещения и управления эвакуацией; в) пожарной безопасности; г) другие. Требования к техническим системам безопасности: комплексное использование; взаимное дополнение функций; единые управление и алгоритмы принятия решения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.