Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладислав Потешкин
2 1.У истоков русского портретного искусства. 2. Шедевры русских портретистов. 3. Мастера скульптурного портрета.
3 Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.
4 Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал: «Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в котором Россия … временами шла в уровень с Европой»
5 Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к « парсуне » Парсуна искаженное слово persona. При Петре Великом портрет назывался персоной, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термии портрет. Царь Федор Иоанович
6 Портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского гг. неизвестный художник.
7 Портрет патриарха Никона Знаменитый основатель монастыря изображен во весь рост, в патриаршей мантии, с жезлом в руке
8 « Портрет царицы Марфы Матвеевны » представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство. Марфа Матвеевна Апраксина ( ) известна преимущественно тем, что была второй женой царя Федора Алексеевича ( умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет) с февраля 1682 года и пробыла ею и царицей чуть более двух месяцев.
9 «Битва при Орше»
11 Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10- е гг. XVIII века, когда Иван Никитич Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты.
12 Иван Никитич Никитин «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
13 О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.
14 Портрет царевны Прасковьи Ивановны ГРМ Холст, масло. 88 х 67,5
15 Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее ГТГ Холст, масло. 102 x 71 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
16 Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее ГТГ Холст, масло. 65 х 53 (овал) Третьяковская галерея, Москва
17 В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.
18 В годах Никитин пенсионер Петра I в Венеции и Флоренции, где он учился во Флорентийской академии. В 1720 году по требованию Петра художник возвратился в Петербург. Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Несомненно, его рисунок стал изощреннее. Художник освободился от скованности, свойственной парсунной русской живописи. Но понимание задач искусства, взгляд на человека у Никитина не изменились.
19 Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг) Никитин сохранил главные свои особенности : общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.
20 Портрет графа Г.И. Головкина е гг. ГТГ Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея, Москва.
21 Одной из лучших работ художника не без оснований считают « Портрет напольного гетмана ». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.
22 Художественный образ, созданный Никитиным, остается в памяти каждого. В нем впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности. Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.
23 При вступлении на престол Анны Иоанновны в ожидании коронационных торжеств Никитин жил в Москве, где купил дом в приходе церкви Ильи Пророка на Тверской улице. В августе 1732 года он был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом».
24 О помиловании было издано три указа : Анной Иоанновной перед смертью, Анной Леопольдовной при воцарении и Елизаветой Петровной. В конце января 1742 года Иван Никитин вместе с жителями Тобольска принимал присягу Елизавете, следовательно, к этому времени он был уже помилован. Однако еще в феврале он находился в Тобольске. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.
25 Антропов Алексей Петрович ( ) живописец, один из первых русских портретистов Антропов Алексей Петрович ( ) живописец, один из первых русских портретистов.
26 А. П. Антропов родился в семье « слесарного мастера » Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, « бироновщиной » пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.
27 Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в. ГРМ. Середина XVIII в. ГРМ Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».
28 Портрет Петра III Сергиево- Посадский музей- заповедник Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево- Посадский государственный историко- художественный музей- заповедник.
29 Портрет Е.Л. Воронцовой ГИМ Холст, масло. 55 х 40 Государственный Исторический музей, Петр III хотел любым возможным способом освободиться от жены, будущей императрицы Екатерины II, и осуществить давнее свое желание жениться на фаворитке, Елизавете Романовне Воронцовой. По отзывам близких к Петру лиц, она « ругалась, как солдат, косила, дурно пахла и плевалась при разговоре ». Рябая, толстая, с непомерным бюстом, она была как раз тем типом женщины, который нравился Петру Федоровичу, во время попоек громогласно называвшему свою подружку не иначе как « Романова ».
30 Портрет архиепископа Гавриила Петрова ГРМ Холст, масло. 106,5 х 46,5 Государственный Русский музей Гавриил Петров ко времени написания портрета был архиепископом Санкт- Петербургским и Ревельским, а также архимандритом Алекандро-Невской лавры. Он изображен в архиепископском облачении. На груди, кроме панагии, медаль депутата Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения, куда Гавриил Петров вошел в 1768 году.
31 В период с 1764 по 1766 гг. А. П. Антропов исполнил много портретов Екатерины II, главным образом с оригиналов иностранных художников. Портрет, несомненно, предназначался для какого - либо присутственного места, так как в каждом официальном учреждении должно было находиться императорское изображение. Портрет Екатерины II Волгоградский музей Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных искусств.
32 Портрет Петра I ГРМ Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей В конце 1760-х годов, художник продолжает много работать. В эти годы пишет парадный портрет Петра I, созданным для синодальной членской палаты. Художник использует традиционные, атрибуты парадного царского портрета. Следуя схеме, Антропов изображает стол с царскими регалиями, тронное кресло, обязательную колонну и столь же обязательную драпировку.
33 Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро - Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. Алексей Петрович Антропов занимает достойное место в русской художественной культуре XVIII века. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость в изображении натуры, а также педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.
34 И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского ; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.
35 Будущий художник воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова. Аргунов писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, в 1753 году для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. В последние годы жизни творческой деятельностью Аргунов почти не занимался. Учениками художника были его сыновья Павел ( архитектор ), Николай и Яков ( живописцы ). В годах по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны он обучал живописи четырех учеников ( А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головачевского ; имя последнего ученика не сохранилось ). С. 94
36 Радищевского музея.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.