Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛиана Шугаева
1 Д.И. Писарев говорил : Человек, действительно уважающий личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё я … Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка, т.е. дифференцированное обучение
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ по теме: «Дифференциация и индивидуализация обучения как один из факторов повышения качества образования в начальной школе» Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней 77 Донецкого городского совета Донецкой области Заместитель директора по УВР Азаренко Светлана Федоровна
3 Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь. (Средневековые гуманисты)
4 Цель педсовета Мотивация деятельности педагогического коллектива на повышение качества образования через внедрение и разработку инновационных процессов в обучении; Теоретически и практически раскрыть организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода на всех этапах усвоения учебного материала в начальных классах; Систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения; Рассмотрение условий реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества знаний, умений и навыков учащихся.
5 Запомни!
6 Задачи педсовета На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференциации и индивидуализации как основных направлений гуманизации процесса обучения; Знакомство с опытом работы учителей в определении содержания и приемов дифференцированного учебного процесса Развить навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива; Выявление проблем работы со слабоуспевающими учащимися. Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний Проблемы: 1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?
7 План работы педсовета Методологическая основа дифференциации и индивидуализации обучения. Психолого-педагогическая диагностика – залог успеха дифференцированного обучения. Условия реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества знаний, умений и навыков учащихся (работа м/о учителей начальной школы) Дифференцированные задания на уроках обучения грамоте в 1-Б кл. Виды домашних заданий в условиях дифференциации. Оценивание учащихся. Ролевая игра. Рефлексия. Подведение итогов. Принятие решения.
8 Словарь педагогического совета Дифференциация обучения – создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные группы. Индивидуализация обучения – взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.
9 Методологической основой дифференциации и индивидуализации образовательного процесса являются следующие принципы обучения: ученик является субъектом, а не объектом учебно- воспитательного процесса; цель формирования способов умственной деятельности имеет приоритет перед целью наполнения памяти ребёнка информацией; учебная деятельность ребёнка является полноценной: включает этапы целеполагания, планирования, организации деятельности. Реализации целей, анализа и оценки результатов; рефлексия является обязательной частью учёбы ребёнка; творческая деятельность имеет приоритет по сравнению с репродуктивной.
10 обратную связь с учеником способность к усвоению учебного материала учебные возможности ученика Значение дифференциации - педагог хорошо знает:
11 Положительные стороны дифференцированного обучения исключается уравниловка и усреднение учащихся; появление возможности помогать и сильному ученику и слабому ученику; возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала; повышение уровня «Я»-концепции (состояние успеха у слабых учеников). исключается уравниловка и усреднение учащихся; появление возможности помогать и сильному ученику и слабому ученику; возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала; повышение уровня «Я»-концепции (состояние успеха у слабых учеников).
12 Отрицательные стороны дифференцированного обучения деление по уровню учащихся негуманно; отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником; социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства; несовершенство диагностик; понижение уровня «Я»-концепции иллюзия исключительности (звездная болезнь); понижение мотивации слабых учеников к обучению; разрушение коллектива класса деление по уровню учащихся негуманно; отсутствие возможности тянуться за более сильным учеником; социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства; несовершенство диагностик; понижение уровня «Я»-концепции иллюзия исключительности (звездная болезнь); понижение мотивации слабых учеников к обучению; разрушение коллектива класса
13 Учитель получает возможность: помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме - наоборот); не снижать общий уровень преподавания; эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; создать оптимальные условия для более сильных учащихся; изменить «Я»-концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
14 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ (дифференцированное обучение) (дифференциация учебной работы) гимназии, лицеи, организация работы школы с углубленным внутри класса изучением отдельных предметов; коррекционные школы разных типов ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ (дифференцированное обучение) (дифференциация учебной работы) гимназии, лицеи, организация работы школы с углубленным внутри класса изучением отдельных предметов; коррекционные школы разных типов
15 Этапы организации внутриклассной дифференциации: 1. Определение критериев дифференциации. 2. Проведение диагностики. 3. Распределение учащихся на группы. 4. Определение способов дифференциации. 5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
16 « Психолого-педагогическая диагностика – залог успеха дифференцированного обучения» Практический психолог: Яненко Е.Д.
17 «Условия реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества знаний, умений и навыков учащихся» Руководитель м/о учителей начальных классов: Логвиненко Л.В.
18 Критерии дифференциации готовность к обучению обучаемость обученность познавательные интересы готовность к обучению обучаемость обученность познавательные интересы
19 ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ используется для деления на группы детей, только поступивших в школу ( важно использовать как предметную готовность, т.е.наличие определенных знаний и умений, так и психологическую) ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ используется для деления на группы детей, только поступивших в школу ( важно использовать как предметную готовность, т.е.наличие определенных знаний и умений, так и психологическую)
20 ОБУЧАЕМОСТЬ - система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности ОБУЧЕННОСТЬ - объём знаний, умений, навыков, имеющихся к сегодняшнему дню ОБУЧАЕМОСТЬ - система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности ОБУЧЕННОСТЬ - объём знаний, умений, навыков, имеющихся к сегодняшнему дню
21 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ – избирательная направленность психических процессов человека на предметы и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься определенной областью деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ – избирательная направленность психических процессов человека на предметы и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься определенной областью деятельности
22 СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
23 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму по уровню творчества по уровню трудности по объёму
24 ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ Выполни пересказ сказки - перескажи сказку от «Лиса и журавель» лица лисы (журавля); - перескажи кратко: - сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ Выполни пересказ сказки - перескажи сказку от «Лиса и журавель» лица лисы (журавля); - перескажи кратко: - сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
25 ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражениях, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражениях, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр
26 ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное уровня трудности из другого раздела аналогичное на смекалку творческое нестандартные необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное уровня трудности из другого раздела аналогичное на смекалку творческое нестандартные
27 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ 1.Не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное. 2.Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить частично. 3.Если в классе ведётся проверка основного задания, следует отложить выполнение дополнительного и работать вместе с учителем. 4.К выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока. 1.Не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное. 2.Дополнительное задание не является обязательным, поэтому его можно выполнить частично. 3.Если в классе ведётся проверка основного задания, следует отложить выполнение дополнительного и работать вместе с учителем. 4.К выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока.
28 ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащихся; по характеру учебных действий по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащихся; по характеру учебных действий
29 ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно
30 ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать
31 НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений I и II группы III группа вспомогательные задания, основное подготовительные упражнения задание основное задание дополнительное в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений I и II группы III группа вспомогательные задания, основное подготовительные упражнения задание основное задание дополнительное в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций
32 ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант) варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
33 « ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1-Б КЛАССЕ» Учитель: Батьковская Е.В. - самое простое задание - задание по-сложнее - самое сложное задание
34 Работа с неуспевающими Меры предупреждения неуспеваемости ученика. 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. Памятка для работающих с неуспевающими учениками. 1.Фамилия, имя, отчество ученика. 2. Класс. 3. По каким предметам не успевает. 4. Поведение ученика. 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости. 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником. 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. 8. Сколько времени уже длится эта работа. 9. Какие результаты наблюдаются, есть ли результаты работы.
35 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
36 «Виды домашних заданий в условиях дифференциации» Учитель: Твердохлебова Г.В.
37 В и д ы д о м а ш н и х з а д а н и й в у с л о в и я х д и ф ф е р е н ц и а ц и и Обязательный минимум Тренировочный Творческое задание Три уровня д/з Домашнее задание «Снежный ком» Особое д/з
38 «Снежный ком» Из большого числа заданий ученик выбирает тот уровень сложности, который он может осилить. И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. (Задается большой объем заданий в рамках изучаемой или повторяемой темы).
39 Особое домашнее задание В классе есть ученики, которым иногда следует задавать иные, чем всему классу задания – это дети с высоким и низким уровнем знаний.
40 Как оценить учащихся? Оценка – не отметка Знакомство с критериями оценки Рейтинг «Материальная подкормка»
41 Основные принципы построения урока 1.Системность. 2.Преемственность. 3.Логичность. 4.Движение от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной, к творческой деятельности, от частного к общему. 5.Чередование и смена форм деятельности
42 Ролевая игра «Підготовка до написання твору «Берізка в осінньому вбранні»» Учитель: Ляшенко С.Г.
43 Відгадування загадки Маю плаття золотеньке, Гнучкі, ніжні віти, Білу кору, стан тоненький. Як я звуся, діти? (……………………..)
44 Правила роботи в групі 1.Уважно слухайте того, хто говорить! 2.Не принижуй, не критикуй! 3.Поважай інших. 4.Взаємна повага. 5.Стеж за часом.
45 СЕНКАН 1.Берізка (іменник). 2.………………… (прикметник) яка? 3.………………….(дієслова) що робить? 4.(речення – ваше відношення до берізки)……………………………………… 5.(узагальнення) Берізка -……......
46 Робота у групах I група - - ерудити Завдання: розповісти цікаву інформацію про берізку II група - - літератори Завдання: скласти вірш (сенкан) про берізку III група - - екологи Завдання: розповісти, як оберігати берізку
47 ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного приема». Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность. Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.
48 Уверенными Самодостаточными Правдивыми Естественными Харизматичными
49 ПРИТЧА Однажды один великий японский полководец решил атаковать противника. Врагов было в десять раз больше, но он был действительно великим воином и точно знал, как одержать победу. - Воины, я брошу монетку. И если выпадет орёл мы победим, если решка не будем вступать в битву. Полководец бросил монетку и выпал орёл. Во время боя воины сражались отчаянно, они рвались в бой, потому что знали, что победят и оттого их натиск был неудержим. Воины бились настолько храбро, что одержали блистательную победу, навсегда оставшуюся в истории. - Никто не может изменить судьбу, - сказали солдаты своему полководцу после победы. - Конечно, нет ответил он и загадочно улыбнулся. Да, полководец это тот, кто ведет за собой людей. Это тот, кто умеет побеждать, творя судьбу своими собственными руками тот, кто всегда имеет в кармане монету с двумя орлами…
50 Проект решения педагогического совета: 1. Провести декаду открытых уроков «Дифференциация и индивидуализация в учебной и внеурочной дятельности». 2. Создать Альманах педагогических инноваций учителей школы по дифференциации и индивидуализации обучения. 3. Использовать в работе дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся. Срок: постоянно 4. Создать базу технологий психолого-педагогических диагностик, применяемых в условиях дифференцированного обучения учащихся, с целью дальнейшего их применения в работе педагогического коллектива школы. Постоянно проводить консультации с учителями школы по данной проблеме. Срок: в течение уч. года Отв.: практический психолог Яненко Е.Д. 5. Методическим объединениям продолжить работу по оптимизации педагогической деятельности в современных условиях, а именно: адаптировать собранную информацию на педсовете к особенностям преподаваемого предмета и подготовить материал для обобщения опыта работы по данной теме на заседаниях МО школы. Срок: в течение уч. года Отв.: руководители МО
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.