Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиталий Тулупов
1 Метафорические ассоциативные карты (МАК)
2 Метафорические ассоциативные карты (МАК, ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 30 летнюю историю. Возникли Метафорические Ассоциативные карты, когда случайно в 1983 году встретились художник Эли Раман и психотерапевт Моритц Эгетмейер. Психолог Давид Шлихтер. Эгетмейер сразу понял, что с помощью карт, нарисованных Раманом, он мог бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
3 Самой первой колодой была колода «ОН» Название карт было выбрано по спонтанной реакции человека на вытянутые карты («О, нет!», «О, здорово!»), реакцию, которая всегда проявляется на неожиданную комбинацию (в английском и немецком языках междометие «О» обозначается как «ОН»). Почему метафорические? Потому, что любую картинку можно рассматривать как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека. Выбирая ту или иную карточку, рассматривая ее и представляя нам, человек на самом деле рассказывает о себе, о том что для него важно. Из этого рассказа и нам, и ему становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.
4 Еще их называют ассоциативными, т.к. они вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает еще раз свою историю, актуализирует проблему, проективными (человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем), терапевтическими.
5 Метафорические карты это отнюдь не новый вид терапии, не ее отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или нарративная терапия. Это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал. Мне нравится метафора по которой карты – это как ноты. Вы можете ими написать джаз, классику или рок. Чем бы вы не занимались, в какой модальности не работали, с помощью карт мы можем написать любую мелодию.
6 OH-карты это целая семья МАК, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. - Если говорить о терапии с помощью карт, то это может быть вход в терапию, сама терапия, и это может быть выход из терапии. Карты можно подключать на любом этапе работы с клиентом.
7 В настоящее время семейство МАК насчитывает 17 колод и их число постоянно увеличивается. Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.. Эти карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности. Они эффективны как для диагностики, так и для коррекции, развития. Они легко выводят нас на любую тему, включая высшие ценности и смыслы.
8 В России карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. Отличия немецких карт от израильских. Немецкие карты более расплывчатые (акварельные) и это бывает более полезно.
9 Сам механизм работы с картами – это проекция. Что такое проекция? Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри. И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента… Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии.
10 - Карты очень быстро проявляют актуальность. О чем бы человек не говорил – он все равно будет говорить о том, что для него в настоящим момент является самым актуальным. И это то, на что в классической психотерапии тратиться очень много времени – на формирование первичного запроса, т.к. то с чем к нам клиент приходит, это совсем не то, с чем он на самом деле пришел. - Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
11 являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетривиальную перспективу для анализа своей жизни, при этом становятся доступными такие процессы восприятия, которые протекают за пределами сознания; терапевтические карты помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию; они задействуют в первую очередь иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие мозга;
12 Карты как любая проективная методика замечательным образом отражают динамику внутренних процессов. В психологии сравнительно мало методов отражающих динамику того, что с клиентом происходит. У нас есть или наблюдение за клиентом, невербалика или его самоотчет. А здесь происходит некоторое таинство… Клиент смотрит не карту в начале терапии, потом мы что-то с ним поделали, он снова смотрит на карту и видит там что-то другое.
13 - Работа с картами – очень экологична. Это ровно по анекдоту. То, что клиент вам рассказывает про карты – это его сон. Хочет – видит, хочет – не видит, хочет рассказывает, хочет не рассказывает, хочет – меняет что-то по ходу сна – хочет – не меняет… У терапевта достаточно часто возникает желание рассказать, что на самом деле видит клиент…, и вот до этого места терапия абсолютно экологична и безопасна, потому, что это сон клиента. Как только в сне клиента появляется терапевт со своим сном, то для клиента это может быть не очень полезно…
14 -Возможность обходить сопротивление - еще одна замечательная возможность карт. От любых вербальных методов терапии у нас есть фильтры. Мы можем что-то пропускать, что соответствует нашей системе ценностей, убеждений, представлений о мире, а что-то не пропускать… Для образов у нас таких фильтров нет. И образы на нас действуют напрямую, и, соответственно, картами можно «лечить»
15 Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
16 Снова как в анекдоте… - Мы никогда не спорим с тем, что происходит с клиентом. И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации - он выступает у нас экспертом. - Карты это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
17 Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их. Нет четко расписанной последователь ности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке... Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.
18 Диапазон применения ОН–карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Их удобно использовать, в семейной терапии, психодраме, гештальте, экзистенциальной и арттерапии, транзактном анализе и психосинтезе, просто для развлечения в кругу друзей и семьи. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективах, бизнес консультирование, прояснение и разрешение конфликтов, личностный рост – вот далеко неполный перечень областей, где использование карт, обращение через них к воображению, фантазии, потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным.
21 МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ ПОДХОДЯТ ДЛЯ РАБОТЫ КАК С ДЕТЬМИ, ТАК И СО ВЗРОСЛЫМИ. ОЧЕНЬ УДОБНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫМ КЛИЕНТОМ И С ПЛОХО ОСОЗНАЮЩИМ СВОИ ЧУВСТВА. Их форма и привычный каждому человеку внешний вид притягивают взгляд, привлекают детей, действуют успокаивающе на тревожных пациентов, помогают сосредоточиться детям с нарушением внимания и создают общее детско-взрослое пространство для игры.
22 ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки: - произвольно, открыто; - вслепую, наугад, когда они перевернуты и он не видит изображения. Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками. В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.
23 Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь. Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть… А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.
24 «Очеловечивание», Например, человек жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но потом не наступает никогда. Я в отчаянии...» Попросите его выбрать карточку, представляющую эту его проблему. Он выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Попросите его поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? - Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее? - Что ее ослабляет? Чего она боится? Пусть ваш клиент исследует проблему, поговорит с ней, пусть она сама ему расскажет про себя.
25 Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога..,). Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.
26 Над чем бы вы ни работали, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»
27 Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как человек выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру... Можно проранжировать эти части по важности. Но главное обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?
28 После того как человек выбирает карточку, которая для него представляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется». Человек может использовать любые цвета те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет и в помине.
29 - это продолжение его на чистом листе бумаги. Делается это примерно таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист. Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «Экко», то продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору. При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.
30 Начинать с Персоны и Персониты. В силу того, что наше сознание антропоморфно – нам без них никуда не деться. Еще нужна ресурсная колода: это м.б. Морена, Сага, Миф или Хобитат. В этой колоде показано взаимодействие человека с природой. В ней много животных. Их можно использовать при работе с тотемными животными.
31 Если вам нужно поработать с собой, то это «ОН». Если выработаете с травмой, а психология без травмы не возможна – то это колода «COPE». Для работы с парными отношениями незаменима колода «TANDU» Для групповой работы, для арт терапии незаменима колода «ECCO». Их можно танцевать, петь и т.д. Они замечательны для работы с головастиками. Почему? На них нет объекта. И в этом случае голова не поможет.
32 Есть совершенно замечательная колода «Лидия Джакобс» - для работы с собственной тенью. Остальные колоды дополнительные. Есть колода «1001 ночь» по мотивам восточных сказок… Есть колода «Ши на хуа» китайские архетипы, их чаще берут во Владивостоке, туда проникает китайская культура.
33 Все это делает метафорические карты уникальным инструментом, похожим на игру, который может использоваться в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми, консультировании, психотерапии, коучинге и т.д.
34 Семинар по метафорическим картам в модификации Л.Б.Тальписа (Кемерово) января 2014 г. Тел – организатор Любовь Дмитриевна Сайт: самопознание кемерово. Samopoznanie.ru
35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕШНОЙ РАБОТЫ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.