Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Ярошкин
1 Как наилучшим образом согласовать профессиональные и образовательные стандарты с учётом приоритетного параметра трудоустройства? О.Крыжановская, к.м.н., ОБК
2 Необходимость профессиональных стандартов Создание стандартов профессионального образования продиктовано рядом факторов: - Согласованными требованиями к качеству труда: повышение качества и производительности; повышение качества подготовки работников в системе профессионального образования; развитие обучения на производстве; повышение квалификации действующих работников. - Несоответствием имеющихся квалификаций изменяющейся ситуации на рынке труда; - Фрагментарностью и устареванием во многом действующих классификаторов профессий и квалификаций; - Требованиями стратегии обучения в течение всей жизни (long life learning).
3 Зарубежный опыт Направления развития профессиональных стандартов: Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния. Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Они активно применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где составляют основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценивания и аттестации результатов профессионального обучения
4 Зарубежный опыт Направления развития профессиональных стандартов: В-третьих, увеличивается круг «пользователей» профессиональных стандартов. Он охватывает не только сотрудников кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководителей учреждений образования и т.д. В-четвертых, расширяется обмен опытом по проблемам формирования и использования профессиональных стандартов
5 Международные тенденции. Роль работодателей Помимо лоббирования собственных интересов работодатели принимают участие: в разработке: квалификационных требований; профессиональных стандартов профилей профессий; стандартов профессионального образования и обучения; механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности; в прогнозировании и анализе спроса; инициирование обновления профессиональных стандартов; определение приоритетов обучения на рабочем месте; в формировании государственной политики и принятии решений в области профессиональных образовательных стандартов.
6 Международные тенденции. Роль работодателей. Создаются объединение работодателей для согласованного формулирования требований к содержанию и качеству труда (профессиональные стандарты) и профессиональному образованию и обучению (образовательные стандарты) Формами объединения работодателей являются: Национальные Отраслевые (в зависимости от традиций и модели государственного регулирования) Профессиональные стандарты: формулируются как результаты обучения основаны на анализе трудовой деятельности описывают компетенции, необходимые для ее выполнения
7 Международные тенденции. Роль государства. Роль государства: Государство заинтересовано в повышении конкурентоспособности национальной экономики, поэтому: контролирует развитие профессиональных образовательных стандартов, основанных на требованиях рынка труда; содействует разработке профессиональных стандартов
8 Зарубежный опыт: Великобритания (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) Совет по национальным профессиональным стандартам (The National Occupational Standards Board) Отраслевые советы по умениям Агентство по квалификациям и качеству Службы, присуждающие квалификации
9 Зарубежный опыт: США (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) В соответствии с Федеральным Законом 1994 г. «О профессиональных стандартах» создан Национальный Совет по профессиональным стандартам: –отвечает за формирование требований к образовательным стандартам Профессиональные стандарты основываются на описании трудовых функций 16 областей профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты
10 Зарубежный опыт: Австралия (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) Реализовано несколько стратегических планов развития профобразования: «К квалифицированной Австралии (Towards a skilled Australia)» ( гг.); «Мост в будущее (Bridge to the Future)» ( гг.). «Формируем будущее (Shaping our Future)» ( гг.) Итог: Рамка национальной профессиональной подготовки (National Training Framework), включающая австралийскую рамку квалификаций (Australian Qualifications Framework), австралийскую рамку качества обучения (Australian Quality Training Framework) и профессиональные стандарты (Training Packages)
11 Зарубежный опыт: Канада (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных и образовательных стандартов) два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках программы «Красная печать»; стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы; специальные комитеты по разработке стандартов; около 30 отраслевых советов, объединенных в Альянс (The Alliance of Sector Councils)
12 Зарубежный опыт: Нидерланды (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) 22 Национальные организации по профессиональному образованию и обучению с участием представителей: –промышленности и бизнеса –Конфедерации профсоюзов Нидерландов –системы образования. Задачи: –формирование профессиональных профилей и образовательных стандартов
13 Зарубежный опыт: Дания (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) Национальные отраслевые комитеты Консультативный Совет по ПОО: –с участием социальных партнеров) Национальный совет по вопросам обучения (50 отраслевых комитетов)
14 Зарубежный опыт: Германия (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) Отраслевые организации работодателей «Компетентные организации»: –торгово-промышленные палаты –отраслевые палаты и т.д. Земельные комитеты по профессиональному обучению Федеральный институт профессионального образования (BIBB)
15 Зарубежный опыт: Франция (Форматы взаимодействия для разработки профессиональных стандартов) 21 Консультативная профессиональная комиссия по основным секторам экономики Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями при Минобре
16 Что такое Профессиональный и Образовательный стандарты Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий цели образования, согласующий требования к образованию, предъявляемые обществом и государством, и представляющий собой совокупность требований к результатам освоения образовательных программ, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству т.е. Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий с позиций сферы труда (объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ)) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников. В то же время профессиональные и образовательные стандарты должны являться одними из элементов единой национальной системы квалификаций – комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда.
17 Профессиональный стандарт предназначен для: проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно- методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.); повышения трудоустройства выпускников и молодых специалистов
18 Профессиональные стандарты: 1) разрабатываются на основе: - мониторинга и анализа развития отрасли; - опросов; - консенсуса относительно предъявляемых требований. 2) требует наличия: инициативы, исходящей от государства или отрасли; группы экспертов: - представители отрасли, исследователи, представители профсоюзов - разрабатывают проект профессиональных стандартов финансирования как правило, разработка профессиональных стандартов финансируется государством
19 Профессиональные стандарты могут: утверждаться государством (Великобритания), как отдельный документ; утверждаться структурами социальных партнеров для обязательного использования при формировании образовательных стандартов и программ обучения (Германия, Франция, Нидерланды); (образовательные стандарты подлежат утверждению на государственном уровне).
20 Принципы разработки профессиональный стандартов Разработка профессиональных стандартов основана на следующих принципах: учет особенностей постиндустриального общества, характеризующегося возрастающей неопределенностью и ускорением темпа технологических изменений, быстрыми изменениями требований развивающихся рынков и потребителей, а также изменениями в организации труда и в организационной культуре, что приводит к изменению требований к работникам, которые должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование; учет международных тенденций в области разработки профессиональных стандартов, ориентированных на требования к трем группам компетенций работников; измеримость требований, указанных в стандарте, и единые критерии формулировки этих требований;
21 Принципы разработки профессиональный стандартов отражение минимальных требований, т.е. указание в стандартах только основных трудовых функций по областям профессиональной деятельности; основа профессионального стандарта - образцы лучшей практики, т.е. опыт успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее и конкурентоспособность на национальном и мировом уровне, а также требования к качественному выполнению трудовых функций.
22 Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты Аналогия (с чем можно сравнить?) 1. Техническое задание на продукцию (спрос) 2. «Карта всей профессии с уровнями «высот» 1.Техническое описание подрядчиком своей «продукции» (предложение) 2. Блок-схема получения базового образования ПринадлежитПрофессиональному сообществу в данном виде деятельности Системе профессионального образования (включая негосударственное) По объекту управления 1. Закономерности развития профессии 2. Конкретные трудовые функции 1. Закономерности педагогического процесса 2. Конкретные педагогические единицы По зонам использова- ния Ориентиры в профессиональной деятельности Ориентиры в процессе обучения
23 Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По субъектам управления Организации, делегированные профессиональным сообществом в данном виде деятельности Минобразования, УМО, учреждения образования и т.п. По содержанию Описание профессиональной деятельности (функции, работы, продукты, технологии, знания, умения, компетенции, уровни квалификации) Описание форм и содержания обучения (какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части и др.) (Дублинские дескрипторы)
24 Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По использованию 1. Для суммирования требований профессионалов к свой деятельности и информирования социальных партнеров 2. Основа для процедур сертификации 3. По выстраиванию «грейдеров» (системы оплат) 4. По выстраиванию пути дальнейшего развития (непрерывного образования) 1. Для описания возможностей подрядчика (учреждения образования) и информирования социальных партнеров
25 Отличие профессиональных стандартов от образовательных Профессиональные стандартыОбразовательные стандарты По использованию 5. По обеспечению «перехода» профессионала из одной в другую профессию 6.По обеспечению мобильности сертифицированного персонала 7. По учету и использованию в планировании 8. Для защиты интересов работодателей и самого наемного персонала 2. Основа у «подрядчика» (учреждения образования) для «внутреннего контроля процесса подготовки и качества «окончательной продукции» - процедура государственной аттестации
26 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.