Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладислав Левышев
1 С ЕМАНТИКА И СИНТАКСИС
2 Ч ТО ТАКОЕ ? З АЧЕМ ? П РОБЛЕМА ! Что такое синтаксис? Искусство объединения слов и групп слов. Синтаксические правила могут оперировать не только отдельными словоформами, но и группами слов. Зачем нужен синтаксис? Как мы используем синтаксис? Чтобы образовывать сложные смыслы из простых. Проблема: Как образуются семантически сложные высказывания?
3 К ОМПОЗИЦИОН ( АЛЬ ) НОСТЬ Принцип Фреге / принцип композицион(аль)ности: Значение сложного выражения есть функция значений его частей.
4 К ОМПОЗИЦИОН ( АЛЬ ) НОСТЬ Ираклий смеяться Ираклий смеяться я = Ираклий смеётся = Ираклий смеётся надо мной. = Я смеюсь над Ираклием. Одних частей недостаточно. Синтаксические отношения тоже важны.
5 К ОМПОЗИЦИОН ( АЛЬ ) НОСТЬ Принцип композицион(аль)ности: Значение сложного выражения есть функция значений его частей и отношений между ними. Компоненты процесса интерпретации: лексическая семантика слов правила, с помощью которых слова и группы слов взаимодействуют Ираклий смеется. Синтаксическое правило, комбинирующее подлежащее и сказуемое, заполняет некоторую валентность сказуемого подлежащим.
6 К ОМПОЗИЦИОН ( АЛЬ ) НОСТЬ Композициональность снизу вверх: Представление о постепенном построении предложения «по кирпичикам» для законченности (правильно построенного высказывания) Композициональность сверху вниз: Основная (и достаточная для правильного построения) информация дана в одном элементе; остальные уточняют его значение. Типы композициональности, возможно, коррелируют с другими свойствами: Например, обязательное выражение кореферентности (совпадения) актантов) морфологией.
7 П РОБЛЕМЫ ДЛЯ КОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТИ Прагматические эффекты и функции Построение высказывания как исправления Ираклий смеётся. – Нет, Илларион смеётся! Эффекты противопоставления фона и фигуры Велосипед стоял рядом с церковью. ???Церковь стояла рядом с велосипедом. Но композициональность не претендует на то, чтобы описывать всё. …хотя поклонники композициональности и пытаются описать гораздо больше, чем это очевидно.
8 П РОБЛЕМЫ ДЛЯ КОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТИ Семантические сдвиги: смысл слова в тексте может зависеть от контекста. Я написал статью о синтаксисе. Я начал новую статью о синтаксисе. Я топил печку статьёй о синтаксисе. Принцип контекстуальности / принцип Фреге: never to ask for the meaning of a word in isolation, but only in the context of a proposition Возможный выход – semantic shifts: Значение слова может меняться под воздействием контекста. James Pustejovsky: попытки ограничить такие изменения.
9 И ДИОМАТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Идиоматические выражения Идиоматичность = некомпозициональность Фразеологизмы Я тебе подложу свинью. Семантически неочевидный выбор лексемы в сочетании с другим словом глубокое уважение тяжёлые отношения Идиоматичные конструкции = конструкции Буду я тебя ещё этим мучить!
10 И ДИОМАТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Ч. Филлмор, П. Кэй: грамматика конструкций План содержания может приписываться не только отдельным словам, но и абстрактным конструкциям – правилам сочетания слов. Если ты Ландер, ты не будешь думать о грамматике конструкций. Я тебе отвлекусь! Использование непереходных глаголов как переходных (обычно в каузативном значении) Не могу говорить, я сейчас гостей ухожу. (= Я сейчас гостей выпроваживаю)
11 П РЕВЫШЕ ЛИ ВСЕГО ИДИОМАТИКА Если ты Ландер, ты не будешь думать о грамматике конструкций. Не использование ли 2Sg в генерическом значении? Я тебе отвлекусь! Но = Ты мне отвлечёшься! Использование непереходных глаголов как переходных (обычно в каузативном значении) Я сейчас гостей ухожу. (= Я сейчас гостей выпроваживаю) Semantic shift?
12 И ДИОМАТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Важны не собственно формальные отношения между элементами высказывания. Значение в сочетание привносит не (только) лексическая семантика, но и уникальная комбинация элементов. Уникальная комбинация подложить + свинью Уникальная комбинация Если ты Х, ты P Уникальная комбинация ПОДЛЕЖАЩЕЕ + НЕПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ + ПРЯМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ Уникальная комбинация ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ
13 И ДИОМАТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Всё – конструкции ! Вернее, всё – знаки ! Достоинства: Единый механизм описания для фразеологии и абстрактных конструкций. Возможность сравнения того, что ранее казалось несравнимым. Как следствие, новая перспектива на старые явления (как на фразеологию, так и на «композициональные» конструкции).
14 П ОВТОРЕНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Многое (всё?) выстраиваемое (ребенком, социумом) в языке – результат повторения слов устойчивых сочетаний идиоматичных конструкций абстрактных композициональных конструкций (идея emergent grammar – П. Хоппер)
15 К ОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОНСТРУКЦИИ Композициональные построения – частный случай конструкций. Композициональные построения – сведение идиоматики к минимуму (теоретически – к нулю)
16 Н АЗАД К КОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТИ, ИЛИ B ACK TO THE F UTURE Композициональные построения – частный случай конструкций. Композициональные построения – сведение идиоматики к минимуму (теоретически – к нулю) Но значит ли это, что композициональные построения более маркированы / более когнитивно сложны?
17 К ОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ИДЕАЛ Гипотеза: языки стремятся к композициональности. Схожесть конструкций в разных языках Croft: схожесть стратегий построения конструкций, но сами конструкции не сравнимы (то есть конструкции уникальны). Русская пассивная конструкция не сравнима с английской. Но стратегии построения конструкций = грамматикализующиеся (превращающиеся в грамматические операции) указания на то, как их строить.
18 К ОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ИДЕАЛ Гипотеза: языки стремятся к композициональности. Грамматикализация как стремление избавиться от НЕкомпозициональности. Превращение слова давать в показательдля – избавление от метафоры. Фиксирование порядка слов (формирование составляющих и т.д.) – указание на порядок соединения частей высказывания.
19 О ГРАНИЧЕНИЯ Но, (пусть частично) сформировавшись, разве не ограничивает композициональность конструкции? Легко исследовать общие ограничения на композициональность. Гипотеза: если язык апелирует к свойствам, они должны быть известны (в отличие от сущностей). Ср. требование обязательного (пусть контекстного) ограничения на квантифицируемые элементы при любых количественных словах. Ср.корреляцию между типом композициональности и выражением кореферентности, наличием кванторных слов и т.д.
20 О ГРАНИЧЕНИЯ Общие ограничения на конструкции автоматически ведут к композициональности. Ср. идею ограничений на семантические сдвиги. Конструкции позволяют композициональность. Композициональность ограничивает конструкции.
21 И ТОГ Композициональность как часть. Конструкции как всё. Композициональность как прототип / идеал. Конструкции как инвариант. Композициональность предполагает общие ограничения. Конструкции не предполагают общих ограничений. Композициональность как объяснение. Конструкции как констатация.
22 П ОСТСКРИПТУМ : О НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИОНАЛЬНОСТИ ГРАММАТИКИ Фиксированность строя предложения даже там, где это не нужно. Появление эксплетивов It is raining. Маркирование значений при их отсутствии. Маркирование любых посессивов как определённых в венгерском. Одна из причин, почему языки не только одинаковые, но и разные.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.