Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГригорий Степнов
1 Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый день то, чего больше всего боишься» Элеонора Рузвельт
2 Диктант (от лат. dicto диктую) 2 вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся при изучении какого-либо языка. Используется при обучении орфографии и пунктуации.
3 Работа над диктантами.. 3 При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей целью
4 . 1) Зрительный предупредительный диктант. 4 Предлагаемый текст пишется на доске. «Опасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради.
5 . 5 2) Слуховой предупредительный диктант. Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
6 . 6 3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
7 . 7 4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.
8 . 8 5) Творческие диктанты Представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями.
9 . 9 а) Предупредительный творческий диктант. Во время предупредительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «опасные» слова.
10 . 10 6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. Творческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
11 . 11 в) Объяснительный творческий диктант. При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, правильно ли оно написано.
12 . 12 г) Творческий диктант по опорным словам. Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень». «Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
13 . 13 д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены отдельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.
14 . 14 е) Творческий диктант с заменой. Задача данного диктанта сводится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосочетания или слова одной грамматической категории заменяются слонами или словосочетаниями другой грамматической категории. Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал печальным.
15 . 15 6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.
16 . 16 7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
17 . 17 8) Выборочный диктант- молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй ши и т. д.
18 . 18 9) Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную логопедом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет «минус» и т. п.
19 ) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное логопедом слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
20 ) Проверочный или контрольный диктант. Предлагается на диагностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предложениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.
21 Не страшны ошибки, когда учишься. Не важны ошибки, когда делаешь. Но плохи ошибки, которые повторяешь.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.