Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТатьяна Хвостова
1 П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч ЕСКИЙ Ц Е Н Т Р Особенности построения системы профориентационных занятий на разных ступенях школьного образования Методист РЭП по профориентации Камкова Ольга Викторовна Районная экспериментальная площадка по профориентации Петроградского района Санкт-Петербург2013
2 Основные цели профориентационных занятий на разных ступенях школьного образования I ступень Начальная школа (1-4 классы) формирование представлений о различных профессиях, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения. II ступень Основная школа (5-7 классы) развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; осознание общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Основная школа (8-9 классы) формирование представлений о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. III ступень Старшая школа (10-11 классы) формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценки и коррекции профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовка к избранной профессии.
3 Формы организации профориентационных занятий путешествие клуб беседа учебная фирма УРОК игра кружок экскурсия факультативное занятие мастер-класс тренинг Классно-урочные формы Внеурочные формы
4 Методические рекомендации по организации и проведению профориентационных занятий Начальная школа (1-4 классы) Ведущими методами обучения на данной ступени являются: словесные, наглядные и игровые методы - беседа «Кем работает моя мама», «Профессии нашей школы»; - сюжетно-ролевые и дидактические игры «Знаю все профессии», «Лото профессий», «Чей предмет», «Город мастеров», «Все работы хороши», «Угадай кто…»; - пословицы, поговорки, загадки о профессиях и труде; - чтение литературных произведений В.В.Маяковский «Кем быть?», А.А.Лопатина «Секреты мастерства», Г.П. Шалаева «Большая книга профессий для самых маленьких» и т.д.
5 Основная школа (5-9 классы) На этом этапе профориентационные занятия – это элемент комплексной профориентационной работы, направленной на содействие осознанного выбора профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. В структуру профориентационных занятий включены: - игровые упражнения «Выбор», «Мир профессий и моё место в нём», «Один день из жизни», «Идеальный кандидат», «Советчик», «Сказочная презентация» и другие; - деловые игры «Кадровый вопрос», «Своё дело», «Город будущего»; - игровые мастер-классы «Профессия дизайнер», «Профессия менеджер» и т.д.; - самодиагностика интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, самооценки; - экскурсии на предприятия «Кировский завод», ОАО«Петрохолод»,ОАО «Ломо»; -проектная деятельность- деятельность направленная на развитие исследовательских и творческих навыков, умения работать с информацией. Виды проектных работ: «Рынок труда в С- Петербурге», «Мои жизненные планы: перспективы и возможности», «Ступени мастерства», «Правила выбора будущей профессии»,
6 Старшая школа (10-11 классы) В системе профориентационной работы является самым ответственным этапом - профессионального самоопределения. С введением нового ФГОС на первый план в образовательном процессе выходит решение задач направленных на развитие личности выпускника. Занятия по профориентации направлены на осознание старшеклассниками значения профессиональной деятельности для человека и общества, оценку готовности к избранной деятельности, коррекцию личных и профессиональных планов, развитие навыков принятия решения и планирования. Решение вышеперечисленных задач осуществляется через - тематические занятия на базе образовательных учреждений (СПбГУ,ГУАП,СПбГУКиТ,СПбУТД,Международный банковский институт и др.) - тренинговые занятия «Профессиональное самоопределение и карьера»,»Личностное развитие», «Навыки самопрезентации» - профориентационную практику (ЛЭТИ)
7 Различие подходов в организации профоориентационных занятий в системе школа-колледж-вуз ОУ Цели профориентационных занятий Проблемы/причиныПути решения школа - выбор профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - развитие осознанного отношения к труду; - профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и способностями. - несовершенство организации системы профориентационных занятий в школах; - формальный подход педагогов к деятельности по профориентации, использование устаревших форм работы, например, классный час; - отсутствие в штате школы психолога- профконсультанта; - низкая заинтересованность учащихся в посещении профориентационных занятий во внеурочное время (большая загруженность детей, отсутствие мотивации); - несформированность у школьников образовательных потребностей и запросов. - внедрение современных форм обучения, использование технических средств; - разработка системы стимулирующих механизмов для педагогов, эффективно реализующих программу профориентации; - включение в штат школы психолога - профконсультанта; - снижение учебной нагрузки во внеурочное время, повышение престижа клубной и кружковой деятельности среди учащихся; - выявление и формирование образовательных запросов школьников (что интересно). колледж /вуз - выявление и корректировка профессиональных планов; - осознание личных стремлений и профессиональной мотивации; - определение индивидуальных установок успешной профессиональной деятельности. - несформированность у учащихся представлений о будущей специальности и профессиональных планах, выбор образовательного учреждения сделан случайно; - высокая мотивация и включенность учащихся к участию в занятиях по профессиональному самоопределению при отсутствии в штате психолога-профконсультанта; - несовершенство системы по построению профориентационной работе с абитуриентами в учреждениях СПО и ВПО (основная цель- привлечение учащихся в конкретное учреждение ). - повышение качества профориентационной работы в школах; - включение в штат образовательного учреждения должности: психолог - профконсультант; - укрепление сотрудничества между школами и учреждениями ведущими проф.подготовку, совершенствование форм профориентационных занятий
8 Занятия, проводимые специалистами РЭП по профориентации ППЦ «Здоровье» в школах Петроградского района Информационная игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИИЙ» 1-4 классы Профориентационноное занятие «ПРОФЕССИИ МОЕЙ СЕМЬИ» 5-7 классы Профориентационноное занятие «Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ» 7-9 классы Профориентационное занятие – тренинг «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА» классы Профессиональная мастерские «ПУТЬ К УСПЕХУ» 7-9 классы Игровой мастер-класс «ДОРОГА В СТРАНУ ПРОФЕССИЙ» (5 занятий) 5-9 классы 1. «Профессия дизайнер» 2. «Профессия инженер» 3. «Профессия менеджер» 4. «Экономические профессии» 5. «Профессия биолог» Клуб для старшеклассников «ФОРМУЛА УСПЕХА» 9-11 классы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.