Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВероника Щекотурова
1 Внеклассная работа по русскому языку. Неделя русского языка в формировании языковой грамотности. Табунникова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 62
2 Задачи внеклассной работы по русскому языку Расширение запаса знаний в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка. Борьба за культуру устной и письменной речи.
3 Формы внеклассной работы групповые массовые индивидуальные
4 Олимпиады Лингвистические КВН Вечера Экскурсии Утренники Лингвистические кружки Конкурсы Тематические конференции Общества любителей словесности Виды внеклассной работы
5 Внеклассная работа строится на принципах Общедидактические принципы: Научность Последовательность и систематичность Преемственность и перспективность Доступность Связь теории с практикой Специфические принципы: Взаимосвязь внеклассных и классных занятий Равноправие всех учеников Самостоятельность учащихся Занимательность
6 Роль консультационной группы в формировании интереса к предмету Консультационная группа Консультационная группа – микроколлектив, активно помогающий учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий. Такая группа готовит фотографии, плакаты, рисунки, компьютерные презентации, придумывает различные сценки,занимается музыкальным оформлением и т.д. Работа консультационной группы
7 В нашей школе ежегодно проводится «Неделя русского языка».Это мероприятие предъявляет высокие требования к педагогам- словесникам, так как оно подводит итог достижениям учащихся в изучении русского не только на уроках, но и во внеклассной работе. «Неделя…» проходит как праздник, как увлекательное событие в жизни школы. Это отражает и ее внешнее оформление: красочный план проведения, оформление самого праздника. Расскажем, как проходила одна из «Недель русского языка» у нас в школе. Цели проведения: Вызвать живой интерес к русскому языку, к различным языковым явлениям. Способствовать развитию творческих способностей учащихся. Закрепить практические навыки устной и письменной речи.
8 Ход проведения: Чтение стихотворений о русском языке (учащиеся читают стихотворения собственного сочинения). Представление команд- участниц. Обмен приветствиями. Разминка :1)Поставить ударение в словах: развитый ребенок, развитой язык, развитое общество. 2) Составить предложения по заданным схемам. Кроссворд по русскому языку. Конкурс болельщиков. Учащиеся читают стихотворения собственного сочинения
9 Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов. День второй. Подготовительная часть: организационная группа составляет список фразеологизмов и крылатых слов: исторических, библейских, из греческой и славянской мифологии, из литературных произведений. На уроках русского языка в период подготовки к празднику внимание учащихся акцентируется на фразеологизмах. Перед праздником ребята повторяют пословицы и поговорки о труде, дружбе, о чертах характера человека, о хлебе; ищут идиомы, в составе которых есть слова рука, нога, нос, ухо, голова, язык, глаз.
10 Ведущий напоминает, что такое фразеологизмы, как они украшает нашу речь. Затем на сцену выбегают скоморохи Миняй и Митяй (это помощники ведущего),они проводят игру «Найди пару». На 14 карточках написано: Не спеши языком- Сам пропадай, С кем поведешь ся, Труд человека кормит, Глаза страшат ся, Хочешь много знать- Ученье- свет, Торопись делом. От того и наберешься. А товарища выручай. А руки делают А лень портит. А неученье -тьма Надо мало спать.
11 Конкурсные состязания Лингвистический аукцион Оба скомороха проводят аукционы в противоположных концах зала. Один скоморох поочередно «продает» слова ум, вода, голова, один. Другой – слова дело, глаз, рука, как. Победителей аукциона, то есть тех, кто последними назвали фразеологизмы с данными словами, награждают фишками. викторина 1 «Найди пару» Хоть иголки собирай Повесить нос Коломенская верста Ни зги не видно Воспрянуть духом От горшка два вершка Повесить нос Составьте антонимические пары
12 состязания продолжаются Викторина 2 поле чудес на игровом поле лежат разные предметы: камень, ступа, решето, рог, лыко. играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который показала стрелка вертушки.
13 участники суперигры должны объяснить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, тянуть канитель. завершился праздник награждением победителей суперигры.
14 Игра «Умники и умницы». День третий. Отборочный конкурс. Конкурс русского языка. Слова баштан, повечереть, гетьманша, галушки, кавун, сопилка даются в орфографии Гоголя. Учащиеся пишут их под диктовку и дают их лексическое значение. Определяется тройка победителей. Выбор дорожек
15 Первый тур. Конкурс красноречия. Обдумывание темы. «Вся Русь» (по гоголевскому замыслу) или «Русь с одного боку» (как в «Ревизоре») предстает в 1 томе «Мертвых душ»?
16 Темы и вопросы первого тура. Темы тура: Пушкин Капитан Копейкин Кифа Мокиевич и Мокий Кифович В какой военной кампании принимал участие капитан Копейкин? Как Кифа Мокиевич доказывал свою любовь к сыну перед земляками?
17 Второй тур. Вставить пропущенные слова: Сыновей своих Манилов назвал…….и……… Кому из героев принадлежат следующие слова: Почему же не посечь, коли за дело, на то воля господская. Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали одну беленькую. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот.
18 Блиц – турнир: ученики вспоминают крылатые слова и выражения из произведений Н.В. Гоголя Конкурс по русскому языку. Ученики приводят синонимы и антонимы к данным крылатым выражениям. Подводятся итоги игры «Умники и умницы». Награждение победителей.
19 Этот конкурс проводился в виде мини-диктантов с изменением текста. Данный вид работы, несложный в освоении, необходим не только для проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, но и для развития элементов творческого поиска, навыков сопоставления, вычленения заданных слов и т.д. Тексты и задания диктантов усложнялись от одной возрастной параллели к другой. 5класс. Выборочный диктант. Учащиеся должны были выписать нарицательные существительные и разобрать одно из них. 6 класс. Диктант по аналогии. Учитель читает текст о подберезовике, ученики писали о белом грибе. 7 класс. Восстановительный диктант. Выписывали существительные с предлогами из диктанта, затем записывали текст близко к оригиналу. 8 класс. Творческий диктант. Зачитывался текст, при записи учащиеся дополняли его однородными членами предложения. 9 класс. Распределительный диктант. При записи предложения распределяли на союзные и бессоюзные, отмечая сложносочиненные и сложноподчиненные.
20 Группа ребят работала над сочинениями о русском языке. Конкурс чтецов стихотворений о родном языке. Конкурс на написание стихотворений о языке. Группа ребят работает над сочинениями о русском языке
22 Форма устного журнала позволяет вовлечь в подготовку много участников. Журнал «От буквы к книге» посвящен празднику славянской письменности. В нем 9 «страниц». 1)Дорога к письменности. Как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям? Рассказ о рисуночном письме, о «священных знаках» – иероглифах, о финикийском письме ведут подготовленные ученики. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
23 2. Школа славянского языка Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового завета.
24 Создание славянской азбуки Учащиеся рассказывают о деятельности Константина (Кирилла) Философа и его брата Мефодия. Ведущие повествуют о первых школах в Киевской Руси.
25 3. Старославянский и русский язык Старославянский язык Роль старославянского языка Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка.
26 4. Буквицы древнерусского письма Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира
27 Викторина по кириллическому письму Слово ведущего: Представляете : всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности: 1)Сколько букв было в кирилловской азбуке Х I века? 2)На чем писали в древности? 3)Что служило материалом для письма? 4)Чем писали в древнерусскую эпоху?
28 5. Из жизни русского алфавита Слово ведущего: Буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. Чтец: В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Начертание букв
29 Современный русский алфавит Слово ведущего: Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощение были сделаны. Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? Об этом забавно рассказывает Феликс Кривин в книге «Принцесса Грамматика». Подготовленный ученик читает отрывок из книги. А теперь попробуйте ответить на вопросы: Какую роль выполняет теперь буква Ъ ? Сравните количество букв в кириллице и современном алфавите. Что произошло? Были ли буквы, которые добавились в алфавит?
30 6. Парад книг: вопросы и ответы Викторина Как учили грамоте на Руси? Какова история древнерусских школ? А история библиотек? Как делали книги до начала книгопечатания? Что изучает палеография? Была ли у славян письменность до принятия христианства? Памятник Кириллу и Мефодию
31 7. Братство славянских народов Д. Кугультинов. Ода болгарскому языку Гордись, Болгария! Ни плена, ни ярма Не ведал твой язык в пути тысячелетнем. И факел истовый славянского письма Подвалами времен твои сыны сквозь иго Несли уверенно… И вновь весна! И древняя зашелестела книга. Я видел торжество во славу языка…
32 Праздник славянской письменности и культуры в Софии (Болгария) Болгарская Православная церковь Русская Православная церковь
33 Экскурсия в Рильский монастырь Вид на монастырь Росписи в монастыре Ивана Рильского (Болгария)
34 Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность. Подберите однокоренные слова к слову буква, объясните их значение. Назовите фразеологизмы со словом буква. Название какой буквы было однокоренным со словом учение? Как перевести слово азбука на современный русский язык? Почему буквы назывались «и восьмеричное» и «и десятеричное»?
35 Подведение итогов. Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение О. Дмитриева «Старославянский язык» Да здравствует старославянский! В нем кровь замешалась и пот! Густой, непрозрачный и вязкий, Тяжелый, как сотовый мед! Как капли его золотые, Живут и сейчас в языке. Они веселы и суровы, До наших времен донесли Значительность каждого слова В начале Российской земли. Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.А. Бунин.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.