Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемAluashka Matenova
1 Подготовила Матенова Алуа
2 Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».
3 Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас. Мучительный вопрос : «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов
4 Рыдай, огневая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия – Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разлуки, В глухие твои глубины, – Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда, в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез – Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе – и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, – Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия – Мессия грядущего дня
5 Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве. Возникал вопрос: как же реагировали поэты начала ХХ века, за спинами которых уже прошагал «серебряный век» русской поэзии на свершившуюся в стране Октябрьскую революцию?
6 Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений
8 В.Кириллов «Мы». Мы, несметные. грозные Легионы Труда Мы победили пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты..» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. Эти строки характерны для пролетарской поэзии. Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы». Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов.
9 Николай Семенович Тихонов «Я бросил юность в век железный», сказал о себе Николай Тихонов ( ). «Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на сто четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь». Тихонову принесли известность стихи. Составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно эти ранние стихотворения – четкие, чеканные, динамичные. В них слышались отголоски библейских легенд. Книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»
10 Жизнь учила веслом и винтовкой, Крепким ветром. По плечам моим Узловатой хлестала веревкой, Чтобы стал я спокойным и ловким. Как железные гвозди, простым. «Посмотри на ненужные доски…» М.Горький говорил о таланте Тихонова: «Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе». Мужество, воля, верность долгу – главная тема солдатских баллад Тихонова, стремительных по ритму, который напоминает прерывистое дыхание бегущего человека. Богов иных тогда померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда
11 Хлебников, как и многие поэты того времени, верил, что революция имела всемирный и даже вселенский смысл. После Февраля 1917 года он написал «Воззвание Председателей земного шара», в котором отрицались границы, разделяющие нации и государства, и провозглашалось единое будущее всего человечества.
12 Поэт не описывает, а как бы дарует зрение – читатель наблюдает жуткие картины. Волга! Волга! Ты ли глаза-трупы Возводишь на меня? Ты ли возвела мертвые белки Сел самоедов, обреченных уснуть, В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов, Затерянные в снегу? Ты ли шамкаешь лязгом Заколоченных деревень?.. «Волга! Волга!», 1921 г.
13 Во время Гражданской войны написана лучшая поэма Хлебникова «Ладомир»(1920), посвященная революции. Революция не только, а может и в последнюю очередь, явление социальное. Для Хлебникова – это философское явление. Революция возвращает человека к первоначальной природе. В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи: Как филинов кровавый ряд, Дворцы высокие горят. Или: Это у смерти утесов Прибой человечества… Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.
14 В первые месяцы после Октября1917 года литературная жизнь была сосредоточена в редакциях газет, журналов, то и дело закрываемых. Дух программ тех лет был крайне деспотичен. В хронике за 1918 год читаем: «Учредительное собрание Всероссийского союза пролетарских писателей: « Союз писателей должен быть совершенной машиной для производства незамутненных идей революционного пролетариата».
15 Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения. -Пролеткульт и «Кузница» -ЛЕФ -Перевал -РАПП Это те немногие группы, существовавшие в 20-е годы. Были еще «ЛЦК» (литературный центр конструктивистов), «Серапионовы братья», в которую входили В.А.Каверин, М.Зощенко, Всеволод Иванов, Н. Тихонов, теоретиком этой группы был Лев Лунц, «ОБЭРИУ» (объединение реального искусства) – в поэзии они культивировали стихотворения из слов и строф-кубиков свечными звуковыми повторениями, складыванием строк из одних и тех же слов
17 Пролеткульт - это культурно- просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров.
18 «Кузница»- группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта. Ю.Лебединский Д.Бедный
19 Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов ( ). Цель организаций: Создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «выработка самостоятельной духовной культуры».
20 Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:
21 «Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!» «Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!» «От поповской рясы отвлечём детские массы.» «Все излишки – в сберкассу.» «Смерть куличу и пасхе…»
22 Названия книг Пролеткульта: «Мы» и «Железный мессия» В. Кириллова, «Мускулы тяжести просят» (1918) В. Александровского, «Железные цветы» (1919), «Завод весенний» (1919) и «Железное цветенье» (1923) М. Герасимова, «Поэзия рабочего удара» (1918) А. Гастева.
23 Коллективная личность, скреплённая единством мировоззрения, тем, мотивов, приёмов, была для «кузнецов» важнее индивидуальной.
24 Марксистская литературная группа
25 Время и место создания. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Противопоставление другим группам: 1.Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться») 2.Психологизм – главное понятие. Художник максимально должен использовать интуицию.
26 Представители группы. Лидер – А.К. Воронский ( ) Лидер – А.К. Воронский ( ) Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. А.К.Воронский.
27 Отстаивал свободу писателей; Отстаивал свободу писателей; Защищал право писателя на выбор темы, жанра. Защищал право писателя на выбор темы, жанра.
29 Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: 1. С. Маяковским 2. О. Бриком 3. Б. Арватовым 4. Н. Чужаком 5. В. Каменским 6. А. Кручёных
30 О чём писали теоретики ЛЕФа в своих программах? (журнал «Левого фронта искусства» ) Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: 1. Тех, кто по неведению… выдают унаследованное от прабабушек за волю народа; 2. Тех, кто неизбежную диктатуру вкуса заменяет учредиловским лозунгом элементарной понятности; 3. Тех, кто оставляет лазейку искусства для идеалистических излияний о вечности и душе…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.