Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнна Неёлова
1 Тема 4. Контрактные отношения
2 Контракт в юридическом смысле соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей гражданское правоотношение, возникшее из договора документ, в котором изложено содержание договора, заключенного в письменной форме
3 Контракт в экономическом смысле чисто рыночные договоры господствующие на рынке совершенной конкуренции «отношение», которое стороны стремятся поддерживать (Бем-Баверк) многообразие контрактных форм связано со стремлением экономических агентов экономить трансакционные издержки
4 Что мешает заключению совершенного контракта (complete contract)? Ограниченность предвидения человека, который не может учесть все непредвиденные обстоятельства Издержки осуществления расчетов и заключения договоров. Неточность и сложность языка, которым написаны договоры
5 Ограниченная рациональность экономических агентов bounded rationality Г.Саймон разум человека– ограниченный ресурс satisficing - не оптимизация, а поиск приемлемого варианта, соответствующего уровню притязаний (aspiration level)
6 Типы оппортунистического поведения неблагоприятный отбор - покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики» (hidden characteristics) моральный риск - скрытые действия (hidden action)/скрытая информация (hidden information) вымогательство (hold-up) - скрытые намерения (hidden intentions) партнера по сделке
7 Неблагоприятный отбор Дж. Акерлоф «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) Рынок подержанных автомобилей: качество автомобилей – скрытая характеристика На рынке подержанных автомобилей предлагаются два товара: «сливы» - подержанные автомобили хорошего качества и «лимоны» - подержанные автомобили плохого качества
8 Как возникает неблагоприятный отбор? 100 продавцов и 100 покупателей 50 автомобилей – «сливы». 50 автомобилей – «лимоны» «Сливу» продавцы готовы продать за 2000 долл., покупатели готовы продать за 2400 «Лимон» готовы продать за 1000 долл., купить за 1200 долл. Покупатели готовы заплатить за автомобиль среднего качества: 1200*0,5+2400*0,5=1800 долл. Какие автомобили будут продаваться на рынке по этой цене?
9 Внешний эффект: Своим решением попытаться продать автомобиль плохого качества, экономические агенты оказывают влияние на складывающееся у покупателей впечатление в отношении качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это приводит к понижению цены, которую покупатели готовы платить за «средний автомобиль» и таким образом наносит ущерб людям, которые пытаются продать хороший автомобиль.
10 Способы предотвращения неблагоприятного отбора Подача сигнала и просеивание Подача сигнала: действия осуществляет информированная сторона Сигнал - это наблюдаемая характеристика индивида или блага, которая может быть изменена Виды сигналов: гарантии, штрафные санкции в договорах, капиталовложения в торговую марку, реклама, которая кажется неинформативной Качество сигнала зависит от тех ресурсов, которые были инвестированы в него
11 Диплом об образовании как сигнал на рынке труда М. Спенс (1973) Условия: 1).Тот уровень образования, который выполняет роль сигнала о высокой производительности работника, должен быть достаточно высоким для того, чтобы работники с низкой производительностью не могли бы получить его 2). Неспособность получить определенный уровень образования должна точно сигнализировать о том, что производительность данного работника низкая
12 Модель сигнала на рынке труда 50$ - C L x E H < 20$ - C L x E L 50$ - C H x E H > 20$ - C H x E L C H и C L - издержки получения единицы образования для низкопроизводительных (L) и высокопроизводительных (H) работников. E L и E H - уровни образования, выбранные каждым типом работника. C H –10 долл., а C L – 20 долл., E L = 0 и E H = 2.
13 Просеивание (screening) Действия предпринимает сторона, не обладающая информацией Суд царя Соломона Джоан и Стивен Сэлоп: Оплата труда, возрастающая по мере увеличения стажа работы, как метод просеивания с целью сокращения текучести работников
14 Неблагоприятный отбор на рынке адвокатских услуг Виды асимметрии информации на стадии ex ante (до заключения контракта) на рынке адвокатских услуг Клиент выбирает тип контракта, который он заключит с адвокатом: почасовая оплата труда или условное вознаграждение (contingent fee) Условное вознаграждение – это соглашение между адвокатом и клиентом, закрепленное в договоре, в соответствии с которым вознаграждение адвоката зависит от исхода дела
15 Асимметрия информации: адвокату неизвестно, насколько перспективно дело Проблемы, возникающие на рынке в связи с асимметрией информации Адвокат как не информированная сторона выбирает стратегию просеивания: предлагает клиенту набор контрактов с различными долями условного вознаграждения Клиент выбирает контракт и раскрывает информацию о том, насколько перспективно его дело: чем лучше дело, тем меньше будет доля условного вознаграждения
16 Асимметрия информации: клиенту неизвестны профессиональные качества адвоката Клиент как не информированная сторона предлагает адвокату набор контрактов Адвокат выбирает контракт и раскрывает информацию о себе Хорошие адвокаты подают сигнал о своем качестве, соглашаясь работать за условное вознаграждение
17 Моральный риск Моральный риск со скрытой информацией Моральный риск со скрытыми действиями
18 Условия возникновения морального риска интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика; исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий. заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.
19 Проблема принципала-агента Проблема возникает здесь из-за асимметрии информации, которая складывается при наличии двух условий: деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала; о деятельности агента невозможно судить по ее конечным результатам.
20 Издержки агентских отношений издержки контроля со стороны принципала издержки агента, связанные с добровольным принятием более жестких условий, например, издержки по внесению залога; остаточные потери - размер потерь принципала от решений агента, которые отклоняются от решений, которые принял бы сам принципал, если бы обладал информацией и способностями агента
21 Способы предотвращения морального риска контроль за действиями агента стимулирующие контракты добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding) «сделай сам»
22 Контроль за действиями агента Контроль требует издержек Контроль усиливается до тех пор, пока предельные издержки контроля не сравняются с предельными выгодами Контроль и конкуренция между агентами Контроль посредством рыночного механизма Case study: кризис ссудно-сберегательных ассоциаций в Америке
23 Стимулирующие контракты Ограничения на использование стимулирующих контрактов: 1. поведение агента нередко лишь частично влияет на результат и трудно выделить влияние деятельности агента на конечные результаты. 2. возможности заключения стимулирующих контрактов ограничены степенью склонности агента к риску.
24 Продажа квартиры с помощью агента по торговле недвижимостью Уровень усилий200 тыс. долл.100 тыс. долл. EHEH 0,90,1 EL EL 0,9
25 Предпосылки при прочих равных условиях агент предпочтет низкий уровень усилий E L агент не склонен к риску принципал нейтрален к риску агенту нужно заплатить некоторый минимум (2000 долл.), если он прилагает максимальное количество усилий и квартира будет со стопроцентной вероятностью продана
26 Исходный контракт E H долл. E L – 0 долл. Почему этот контракт оптимальный?
27 Фиксированная оплата труда 20 долл. в час. или 2000 долл. в месяц, независимо от того, продан дом за высокую или за низкую цену. риск возлагается на принципала агент предпочитает низкий уровень усилий
28 Стимулирующий контракт с интенсивными стимулами 200 тыс. долл долл. вознаграждение, 100 тыс. долл. - 0 долл. в чем отличие от исходного контракта? риск возлагается на агента контракт окажется для принципала дорогостоящим
29 Смешанный контракт 200 тыс. долл долл. 100 тыс. долл долл. сочетание стимулов и страховки для принципала этот контракт обойдется дешевле, чем контракт с интенсивными стимулами
30 Добровольное принятие агентом более жестких условий (bonding) почему агенты добровольно принимают более жесткие условия? прямой залог косвенный залог схема заработной платы, имитирующая эффект залога
31 Принцип «сделай сам» бороться с моральным риском можно, изменив структуру собственности почему при высокой ценности брэнда во франчайзинговых сетях наблюдается высокая доля собственных точек франчайзера?
32 Моральный риск в отношениях между адвокатом и его клиентом и форма вознаграждения адвоката Форма вознаграждения адвокатов и стимулы адвокатов к инвестированию усилий в данное дело проблемы с усилиями адвокатов при условном вознаграждении форма оплаты труда адвоката и ее влияние на решение о том, подавать ли иск или урегулировать дело во внесудебном порядке
33 Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта. Институциональная экономическая теория выделяет три основных типа контракта: классический неоклассический отношенческий или неявный (implicit)
34 Факторы, влияющие на выбор типа контракта Регулярность и длительность сделок Неопределенность и сложность сделки Специфичность ресурсов
35 Специфичность ресурсов и ее влияние на выбор формы контракта Специфическим называется ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. v =(Y e - С)/ Y e * 100%, где v – степень специфичности ресурса, Y e – ожидаемый доход при наилучшем варианте использования ресурса, С – альтернативные издержки использования ресурса.
36 Типы специфичности ресурсов Специфичность местоположения (site specificity) Специфичность физических активов (physical asset specificity) Специфичность человеческого капитала (human asset specificity) Специфичность целевых или «предназначенных» активов (dedicated assets) Специфичность временная (temporal specificity) Специфичность репутации, торговой марки (brand name specificity)
37 Специфичность ресурсов и вымогательство Вымогательство – это такая форма оппортунистического поведения, которая возникает после заключения сделки и суть которой состоит в перераспределении квази- ренты, при котором ущемляются интересы одной из сторон, осуществившей специфические инвестиции Квази-рента - это разница между доходом фактора при его использовании в данном месте и доходом при его альтернативном наилучшем варианте использования
38 Фундаментальная трансформация ( Уильямсон) До заключения сделки экономический агент сталкивается с большим количеством продавцов, и у него есть возможность выбора После заключения контракта конкурентные отношения сменяются отношениями двусторонней монополии, если осуществляются инвестиции в специфические для данной сделки инвестиции в физические или человеческие активы. Почему проблема вымогательства не возникает в стандартной теории рынков?
39 Специфические инвестиции и угроза вымогательства ПрисваиватьНе присваивать Присваивать-1; -13; -2 Не присваивать-2; 32; 2
40 Тип контракта и альтернативные дискретные структуры управления сделкой (governance structures) C = f(p; k; s), C – контрактное соглашение, лежащее в основе структуры управления сделкой; p – цена; k – степень специфичности ресурсов; s – гарантии выполнения контракта
41 Governance structures Тип контракта р- ценаk - специфичность s -гарантииСтруктура управления сделкой Классический решающая роль k =0 ресурс общего назначения s = 0, гарантии не нужны рынок Неоклассиче ский важная рольk > 0, средняя специфичность s гарантии применять сложно смешанные или гибридные формы Отношенческ ий не играет существен- ной роли k - высокая специфичность s=k, исполнение контракта гарантировано иерархия или формальная организация
42 Факторы, определяющие различие между типами контракта срок действия контракта степень полноты контракта в отношении переменных, которые определяют адаптацию к непредвиденным обстоятельствам: цен, качества, количества, штрафных санкций стимулы, предусмотренные в контракте процедуры принуждения к исполнению контракта
43 Классический контракт двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах отношения между сторонами обезличенные устных договоренностей классический контракт не признает участия третьей стороны договор не предусматривает решение спора происходит в судебном порядке средство судебной защиты - компенсация в денежной форме инструмент защиты каждой стороны контракта от оппортунистического поведения - рыночные альтернативы
44 Неоклассический контракт договор о принципах сотрудничества личные отношения играют важную роль источником дополнительной ценности является непрерывность сделки на стадии заключения контракта меньше значения придается цене и качественным характеристикам, больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам способ решения споров – обращение к третейскому судье, а не в суд
45 Структура управления неоклассическим контрактом – hybrids Для гибридных форм характерна комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений В гибридных формах достигается компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам Примеры гибридных форм: - долгосрочные контракты; эксклюзивные дилерские контракты; связанные продажи (tie-in-sales); фрэнчайзинг
46 Гарантии в неоклассическом контракте Необходимость поиска гарантий специфических инвестиций на примере фрэнчайзинга Пример «заложника» - бриллиантовые кольца для помолвки ( М. Брайниг) Денежный залог и возможность «неправильных стимулов» Залог «безобразная принцесса» на примере франчайзинговых сделок
47 Отношенческий или имплицитный контракт долгосрочный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными отправной точкой приспособления к непредвиденным обстоятельствам служит весь опыт взаимодействия сторон частный порядок решения споров (private ordering).
48 Анализ ситуаций типы контрактов в отношениях между Фишер Боди и Дженерал Моторс выбор типа контракта с поставщиками узлов и деталей компаниями Дженерал Моторс и Тойота
49 Доверие между партнерами и выбор типа контракта Что такое доверие? Точка зрения экономиста Гамбетта: Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто- то заслуживает доверия, то мы неявно подразумеваем, что вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или, по крайней мере, не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматривать возможность участия в каких-либо формах сотрудничества с ним Проблемы экономического подхода к доверию Уильямсон: различие между «доверием, основанным на расчете» (calculative trust) и «личным доверием» (personal trust).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.