Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Окладников
1 Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
2 Технологическую карту отличают: -интерактивность -структурированность -алгоритмичность -технологичность -обобщенность информации
3 Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий. понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
4 Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока
5 Технологическая карта урока Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды формируемых УУД Результат обучения Актуализация знаний, необходимых для изучения поэзии Задаёт вопрос: Как мы отличим стихотворени е от текста, написанного прозой? - Отвечают на поставленный учителем вопрос - принимать и сохранять учебную цель и задачу - Все ли действия, осуществляемые детьми перечислены? -Формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем? -- К какому виду УУД оно относится? - Все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены?
6 Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Зад ание базо вого уро вня Зад ание пов ыше нног о уро вня Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти
7 Виды УУД ЛичностныеЛичностные ПознавательныеПознавательные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные
8 Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно-этическое оценивание
9 Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
10 Личностные УУД С мыслообразование: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.формирования мотивов достижения и социального признания. формирования границ собственного знания и «незнания»формирования границ собственного знания и «незнания»
11 Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания.структурирование знания.
12 Познавательные УУД Логические учебные действия Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковумение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять синтез как составление целого из частей;умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи;умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснованиевыдвижение гипотез и их обоснование
13 Познавательные УУД Постановка и решение проблем Формулирование проблемы;Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблемСамостоятельное создание способов решения проблем
14 Регулятивные УУД Регулятивные действия Целепола- гание Планиро вание Прогно- зирование КонтрольКоррекция Оценка Волевая само регу ляция
15 Регулятивные учебные действия принимать и сохранять учебную задачу,принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
16 Регулятивные учебные действия учитывать правило в планировании и контроле способа решения;учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
17 Коммуникативные УУД Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером
18 Коммуникативные учебные действия понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
19 Коммуникативные учебные действия уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы;уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера;уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия;уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
20 Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока прозрачным (видимым, очевидным) Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным)
21 Проектирование технологической карты урока.
22 Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой. минэтапцельтребованиярекомендации 11-2 мин организацион ный этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
23 25-6 мин этап актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.; вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
24 32-3 мин этап целеполагания Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
25 мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
26 54-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
27 64-5 мин этап самостоятельн ой работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; – индивидуальная деятельность.
28 74-5 мин этап повторениявключение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; – возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования.
29 82-3 мин этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке ; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
30 Успехов в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.