Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Галанин
1 11 класс тема урока «Гидролиз солей». Единственный путь, Ведущий к знанию,- Это деятельность. «Шоу» Составила Громова Ольга Ильинична, учитель химии и биологии «МОУ Лямбирская СОШ 1»
2 Громова О.И 2 «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». М. Фарадей.
3 Громова О.И 3 Цели урока: Образовательная Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ; Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Воспитательная Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
4 Громова О.И 4 Задачи урока: 1.учебные: слабой Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и кислоты. 2.развивающие: развивать способность к догадке, творческие способности; развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, 3.воспитательные содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности Развивать интерес к предмету и процессу познания.
5 Гидроксиды Подготовка учащихся к восприятию лекции. Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ. 1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований Основания:Кислоты: NaOH, KOH, NH 4 OH, Cu(OH) 2, Zn(OH) 2, Al(OH) 3, H 2 SO 4, HNO 3, HClO 4, HCl, HMnO 4, HI, HBr, H 2 SO 3, H 2 CO 3, H 2 SiO 3, HF, HNO 2
6 Громова О.И 6 3. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами? 4. Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты 5.Что показывает степень электролитической диссоциации? Электролиты сильныеслабые NaOH, KOH, H 2 SO 4, HNO 3, HClO 4, HCl, HMnO 4, HI, HBr; NH 4 OH, Cu(OH) 2, Zn(OH) 2, Al(OH) 3, H 2 SO 3, H 2 CO 3, H 2 SiO 3, HF, HNO 2, СН 3 СООН
7 Громова О.И 7 6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде? Какие вы знаете индикаторы? ИндикаторЦвет индикатора в среде кислойщелочнойнейтральной ЛакмусКрасныйСиний Фенолфта- леин БесцветныйМалиновыйБесцветный Изменение цвета различных индикаторов при действии растворов кислот и щелочей
8 Громова О.И 8 Изучение нового материала Что представляют собой соли? Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. В зависимости от силы основания и кислоты можно выделить 4 типа солей: 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 +2H2O 2NaOH + H2SiO3 = Na2SiO3 + 2H2O
9 Громова О.И 9 1.Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием (AlCl 3, FeSO 4, Mn(NO 3 ) 2.) 2. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (Na 2 CO 3, Na 2 SiO 3, КСN, NaCH 3 COO). 3. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием (NH 4 CN, Cu(CH 3 COO) 2 ). 4. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием (NaCl, Na 2 SO 4, BaI 2 ).
10 Громова О.И 10 Мы выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если проверим растворы солей на индикатор? Формула соли Фенол- фталеин ЛакмусСреда раствора Какие ионы Na 2 CO 3 AlCl 3 NaCl Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? Давайте попробуем разобраться с этим в месте.
11 Громова О.И 11 Мы выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если проверим растворы солей на индикатор? Формула соли Фенол- фталеин ЛакмусСреда раствора Какие ионы Na 2 CO 3 малино- вый синийщелочнаяOH – > AlCl 3 красныйкислаяН+ >Н+ > NaClнейтраль- ная H + = OH – Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет? Давайте попробуем разобраться с этим в месте.
12 Громова О.И 12 Мы наблюдали за растворами солей, где кроме соли ещё присутствует вода. Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает. Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к теме урока - Гидролиз Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей.
13 Громова О.И 13 Рассмотрим примеры, когда соль образованна слабой кислотой и сильным основанием Схема гидролиза NaCN NaCN Na OH HCN сильное основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ] > [H + ] Щелчная среда
14 Громова О.И 14 Уравнения гидролиза NaCN NaCN Na + + CN Н 2 О OH + H + ____________________________ Полное ионное уравнение гидролиза: Na + + CN ¯ + Н 2 О Na + + OH ¯ + HCN Сокращённое уравнение гидролиза: CN ¯ + Н 2 О OH ¯ + HCN Полное молекулярное уравнение гидролиза: NaCN + Н 2 О NaOH + HCN Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную среду, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. рн >7, среда щелочная, гидролиз по аниону.
15 Громова О.И 15 Схема гидролиза Na 2 CO 3 Na 2 CO 3 NaOHH 2 CO 3 сильное основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ]>[H + ] Щелочная среда
16 Громова О.И 16 Уравнения гидролиза Na 2 CO 3 Na 2 CO 3 2Na + + СO 3 2– Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза: 2Na + + СO 3 2– + Н 2 O 2Na + + HCO 3 – + ОН – Сокращённое уравнение гидролиза: СO 3 2– + Н 2 O НСO 3 – + ОН – Полное молекулярное уравнение гидролиза: Na 2 CO 3 + Н 2 O 2NaHCO 3 + NaОН Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную среду, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым. рн >7, среда щелочная, гидролиз по аниону.
17 Громова О.И 17 Вывод: Соль слабой кислоты и сильного основания при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы ( ОН - ). Реакция идёт по аниону, среда щелочная
18 Громова О.И 18 Рассмотрим примеры, когда соль образованна сильной кислотой и слабым основанием Схема гидролиза NH 4 Cl NH 4 Cl NH 4 OH HCl слабое основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]
19 Громова О.И 19 Уравнения гидролиза NH4Cl NH 4 Cl NH Сl – Н 2 O Н + + ОН – _________________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза : NH Сl – + Н 2 O NH 3 ·H 2 О + Сl – + Н + Сокращённое уравнение гидролиза: NH Н 2 O NH 3 ·H 2 О + Н + Полное молекулярное уравнение гидролиза: NH 4 Cl + Н 2 O NH 3 ·H 2 О + НСl Избыток ионов водорода дает соли кислую среду, поэтому лакмус краснеет. рн < 7, среда кислотная, гидролиз по катиону.
20 Громова О.И 20 Схема гидролиза AlCl 3 AlCl 3 Al(OH) 3 HCl слабое основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]
21 Громова О.И 21 Уравнения гидролиза АlСl 3 АlСl 3 Аl Сl – Н 2 O Н + + ОН – ______________________________________ Полное ионное уравнение гидролиза : Al Сl – + Н 2 O АlOН Сl – + Н + Сокращённое уравнение гидролиза: Аl 3+ + Н 2 O АlOН 2+ + Н + Полное молекулярное уравнение гидролиза: АlСl 3 + Н 2 O АlOНСl + НСl Избыток ионов водорода дает соли кислую среду, поэтому лакмус краснеет. рн < 7, среда кислотная, гидролиз по катиону.
22 Громова О.И 22 Вывод: Соль сильной кислоты и слабого основания и при гидролизе даёт в растворе ионы водорода ( Н + ). Реакция идёт по катиону, среда кислая
23 Громова О.И 23 Схема гидролиза Al 2 S 3 Al 2 S 3 Al(OH) 3 H2SH2S слабое основание слабая кислота Сила побеждает! [OH – ] ?[H + ] Среду можно определить по Кg Рассмотрим пример, когда соль образованна слабой кислотой и слабым основанием
24 Громова О.И 24 Уравнения гидролиза Al 2 S 3 Al 2 S 3 + 6H 2 O-->2Al(OH) 3 + 3H 2 S Гидролиз по катиону и аниону.
25 Громова О.И 25 Вывод: Соль слабой кислоты и слабого основания подвергается гидролизу необратимо. Реакция гидролиза идёт по катиону и аниону, среда определяется по константе дисоциации веществ.
26 Громова О.И 26 Рассмотрим пример, когда соль образованна сильной кислотой и сильным основанием основанием Схема гидролиза NaCl NaCl NaOHHCl сильное основание сильная кислота Сила побеждает! [OH – ]=[H + ] Нейтральная среда
27 Громова О.И 27 Уравнения гидролиза NaCl NaCl Na + + Сl – Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ Na + + Сl – + Н 2 O Na + + Cl – + H 2 O Одинаковое количество гидроксид-ионов и ионов водорода дает соли нейтральную среду, поэтому индикаторы не меняют окраску (гидролизу не подвергается). рн =7, среда нейтральная, гидролиз не происходит.
28 Громова О.И 28 Вывод: Соль сильной кислоты и сильного основания и при гидролизе дают в растворе равное количество ионов водорода ( Н + ) и гидроксид ионов ( ОН - ). Реакция гидролиза не идёт, среда нейтральная
29 Громова О.И 29 Закрепление знаний Выполните следующие задания Какую среду будут иметь водные растворы следующих солей: Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей. 1 вариант2 вариант а) нитрата цинка (II) б) сульфата калия в) сульфида натрия а) хлорида меди (II) б) сульфита натрия в) нитрата бария
30 Громова О.И 30 Ответы
31 Громова О.И 31 Zn(NO 3 ) 2 Zn NO 3 – Н 2 O Н + + ОН – ________________________________________________________ Zn NO 3 – + Н 2 O ZnOН + + 2NO 3 – + Н + Zn 2+ + Н 2 O ZnOН + + Н + (среда кислая) Zn(NO 3 ) 2 + Н 2 O ZnOНNO 3 + НNO 3 2 вариант CuCl 2 Cu Сl – Н 2 O Н + + ОН – _______________________________________________________________________________________________________________________ Cu 2+ + Сl – + Н 2 O CuOH + + Cl – + Н + Сu 2+ + Н 2 O СuOH + + Н + (среда кислая) CuCl 2 + Н 2 O CuOHCl + НCl а) 1 вариант
32 б ) 1 вариант K 2 SO 4 2K + + SO 4 2– Н 2 O Н + + ОН – _____________________________________ 2K + + SO 4 2– + Н 2 O 2K + + SO 4 2– + H 2 O (среда нейтральная) 2 вариант Na 2 SO 3 2Na + + SO 3 2– Н 2 O Н + + ОН – ________________________________________ 2Na + + SO 3 2– + Н 2 O 2Na + + HSO 3 – + ОН - SO 3 2– + Н 2 O НSO 3 – + ОН – (среда щелочная) Na 2 SO 3 + Н 2 O = NaHSO 3 + NaОН
33 Громова О.И 33 Na 2 S 2Na + + S 2– Н 2 O Н + + ОН – ____________________________________________________________________________ 2Na + + S 2– + Н 2 O 2Na + + HS – + ОН – S 2– + Н 2 O НS – + ОН – (среда щелочная) Na 2 S + Н 2 O NaHS + NaОН 2 вариант Ba(NO 3 ) 2 Ba NO 3 – Н 2 O Н + + ОН – ___________________________________________________________________ Ba NO 3 – + Н 2 O (среда нейтральная) в) 1 вариант
34 Громова О.И 34 Закрепление знаний: Выполните тестовое задания ЕГЭ части А Задания А-26 (ЕГЭ) 1.Кислую среду имеет водный раствор: 1. Na 3 PO 4 2. KCl 3. Na 2 CO 3 4. ZnSO 4 2.Кислую среду имеет раствор: 1. Нитрата меди (II) 2. Нитрата бария 3. Ацетата калия 4. Карбоната натрия 3.Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов: 1. CuSO 4 и BaCl 2 2. Fe(NO 3 ) 3 и FeCl 2 3. K 3 PO 4 и NaCl 4. Al(NO 3 ) 3 и CaCl 2 4Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов: 1. BaCl 2 и ZnCl 2 2. AlCl 3 и FeCl 2 3. FeCl 3 и NaCl 4. KCl и CaCl 2 5.Щелочную среду имеет водный раствор: 1. FeCl 3 2. K 2 SO 4 3. Na 2 CO 3 4. BaCl 2 6.Фенолфталеин приобретает малиновую окраску в растворе каждой из двух солей: 1. Сульфата меди (II) и сульфида натрия 2. Хлорида калия и хлорида аммония 3. Карбоната натрия и силиката калия 4. Нитрата бария и хлорида железа (II) 7.Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и 1. нитрата бария 2. силиката калия 3. сульфата натрия 4. хлорида алюминия 8.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, 1. Гидролизуется по катиону 2. Гидролизуется по аниону 3. Не подвергается гидролизу 4. Полностью разлагается водой
35 Громова О.И 35 Задания В-4 (ЕГЭ) 1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора. Состав солиРеакция среды А) NaNO 2 Б) Al 2 (SO 4 ) 3 В) NaNO 3 Г) KCN 1. кислая 2. щелочная 3. нейтральная
36 Громова О.И Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора. ФОРМУЛА СОЛИСРЕДА РАСТВОРА А) K 2 SO 4 Б) CrCl 3 В) Li 2 CO 3 Г) NH 4 Br нейтральная щелочная кислая
37 Громова О.И Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора. Название солиСреда раствора А) нитрат свинца (Pb(NO 3 ) 2 ) Б) карбонат калия (K 2 CO 3 ) В) нитрат натрия (NaNO 3 ) Г) сульфид лития (Li 2 S) 1. кислая 2. щелочная 3. нейтральная
38 Громова О.И 38 Рефлексия 1. Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента? 2. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы? 3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций? 4. Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни? 5. Понравился ли Вам урок? 6. Было ли Вам трудно ответить на вопросы тестов? При положительном ответе на вопрос поднимите желтую карточку, при отрицательном – зеленую.
39 Громова О.И 39 Задние на дом: Параграф 18, В контакте. Ru, в заметках, материал ЕГЭ выполнить.
40 Громова О.И 40 Источники материалов Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. М.,
41 Громова О.И 41 Спасибо за урок!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.