Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДмитрий Шубодеров
1 Задание следующий семинар Тема: Фирма при разных типах рыночной структуры. Олигополия Вопросы: 1. Олигополия. Отличительные черты. 2. Модели поведения фирмы в условиях олигополии. 3. Модель ценового лидерства. 4. Модель кооперативной и некооперативной игры. 5. Ценовая война. Игра по правилам. 6. Тайный сговор. Виды сговора. 7. Ценовая дискриминация. Виды, классификация, примеры из жизни. 8. Антимонопольная государственная политика: виды, формы, модели 9. Достоинства и недостатки олигополии
2 1. Олигополия это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами
3 Характерные черты олигополии: 1. Немногочисленное количество фирм в отрасли (не более 10 фирм) 2. Товар может быть как стандартизирован, так и дифференцирован 3. Высокие барьеры для вступления в отрасль (связаны с эффектом масштаба, патентами, лицензиями) 4. Всеобщая взаимозависимость олигополистов (фирмы вынуждены принимать во внимание действия своих конкурентов)
4 Характерные черты олигополии: 5. Небольшое количество товаров- заменителей продукции олигополистов 6. Олигополист может быть как прайс- мейкером (ценовым лидером), так и прайс-тейкером (принимать цену лидера) на рынке 7. В качестве количественного описания этой формы может быть использовано следующее соотношение: доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %
5 Модель ценового лидерства Одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль. Другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером. Два основных типа ценового лидерства: а) у лидера существенно более низкие издержки; б) у лидера доминирующее положение на рынке (максимальная доля рынка)
6 Формы поведения фирмы в условиях олигополии Кооперативное поведение Продавец вступает в сговор с другими участниками рынка и вместе определяет цену и объем продаж (например, картель или тайный сговор) Некооперативное поведение Продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема продаж (например, ценовая война)
7 Некооперативное поведение: ценовая война (демпинг) D AC=MC B C Q P Пусть существует 2 продавца – дуополия. Фирмы А и В Q А+В = 400 тыс. штук AC = 25 тыс. руб. Р = 50 тыс. руб. Если фирмы решат, что выгодно Р, то начнется ценовая война
8 Ценовая война это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Но цена не может быть ниже MC => в точке В установится равновесие, экономическая прибыль = 0
9 Кооперативное поведение: теория игр Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях, связанных с принятием решений. В ходе игры возможны различные действия игроков – коалиция, конфликт.
10 Модель ломанной кривой спроса анализирует реакцию олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. 1. при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. 2. конкуренты могут следовать за фирмой- олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.
11 Игра по правилам Фирма А Фирма В P = 3$P = 5$ P = 3$ 10 млн $ 6 млн $ 18 млн $ P = 5$ 18 млн $ 6 млн $ 15 млн $
12 Игра по правилам это компромисс, на который идут фирмы, сознательно делая свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов. Результат – способствование достижению равновесия в отрасли.
13 Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Цель – получение монопольной прибыли, которая превышает олигополистическую
14 Суть действий картеля Заключается в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка)
15 Виды картеля Явный картель – гласное соглашение, декларирующее совместные действия на рынке. Пример - международный картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. Сейчас они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.
16 Виды картеля Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Препятствия для тайного сговора: 1. различие в спросе и издержках, 2. наличие более чем 3 4 фирм, 3. мошенничество на скидках (ценовая дискриминация), 4. возможное вступление в отрасль потенциального конкурента, 5. внезапные спады деловой активности, антимонопольное законодательство.
17 Иные объединения с целью контроля над ценами Синдикат - объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). Концерн - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы
18 2. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности
19 Предпосылки для ценовой дискриминации 1. Продавец обладает высокой степенью монопольной власти и контролирует Q и P 2. Рынок сегментирован – покупатели разбиты на разные группы по степени эластичности спроса 3. Тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже
20 Виды ценовой дискриминации: 1. Дискриминация 1 степени - олигополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов, каждому предлагается персональный товарный набор или комплекс услуг 2. Дискриминация 2 степени - цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. 3. Дискриминация 3 степени - каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене
21 Цена отличается в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если доход известен продавцу; времени покупки (день или ночь, будни или выходные, сезон или не сезон) Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.
22 Ценообразование «издержки плюс»: Олигополист использует формулу или методику вычисления издержек на единицу продукции, затем к издержкам приплюсовывается надбавка для установления цены. Надбавка составляет, как правило, 50%, а не 25 или 100%, потому что фирма стремится получить намеченную прибыль или определенный процент на свои вложения.
23 Достоинства и недостатки олигополии Достоинства: 1. Крупные фирмы, обладающие значительной властью, ускоряют технические изменения за счет направления значительных средств на научные исследования и разработки 2. Концентрация капитала позволяет добиться положительного эффекта от масштаба 3. В условиях борьбы за долю рынка фирмы избегают устанавливать слишком высокие цены 4. Неценовая конкуренция влечет повышение качества производимых олигополиями товаров
24 Достоинства и недостатки олигополии Недостатки: 1. Возможность сговора может неблагоприятно отразиться на ценах и уровне потребления 2. Ценовая дискриминация ведет к несправедливому распределению излишка покупателя 3. Общество несет расходы по предотвращению тайного сговора 4. Фирмы могут тормозить модернизацию, т.к. получают стабильную прибыль
25 Реальные условия, подтверждающие существование олигополий 1. Локализация рынков. В рамках национальной экономики число фирм в отрасли велико, на локальном рынке – 2-3 компании 2. Межотраслевая конкуренция. Часто существует конкуренция между двумя продуктами, которые производятся в различных отраслях (замена металлических труб пластиковыми) 3. Мировая торговля. У нескольких национальных олигополистов может быть достаточно много иностранных конкурентов, чья продукция присутствует на национальном рынке
26 3. Монопсония Это монополия со стороны покупателя. Покупатель-монопсонист хочет и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Например, военная промышленность, продукцию которой покупает только государство.
27 3. Монопсония В условиях монопсонии монопсонист имеет довольно большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает определенную закупочную цену, на которую ориентируются производители.
28 4. Двусторонняя монополия это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). Например, фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников.
29 Квазимонополия Это такая ситуация на рынке, когда в той или иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель и множество мелких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.
30 5. Антимонопольное регулирование Это государственная политика, направленная на снижение степени монополизации рынков Для решения этих задач государство: - разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; - создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; - Вводит карающие меры за нарушение антимонопольного законодательства; - помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её
31 5. Антимонопольное законодательство Система антимонопольного законодательного регулирования экономики включает следующие элементы: понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики; виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию; перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению; определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий; меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
32 5. Антимонопольное законодательство законодательство, направленное против накопления фирмами (в т.ч. мелкими) опасной для общества монопольной власти. Различают две модели – американскую и европейскую Антитрестовское законодательство США – пример развернутого антимонопольного законодательства, запретившего: - любые формы объединений, ограничивающие свободу торговли (контракты, картели, и т.д.); - недобросовестные приемы, устраняющие конкурентов с рынка (в т.ч. демпинг). Наказание за нарушения: штрафы, денежные возмещения пострадавшим, уголовная ответственность, принудительное разделение фирмы - монополиста
33 5. Антимонопольное законодательство Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Бихевиористский подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Провозглашается незаконной не всякая монополия, а лишь та, которая имеет для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
34 Тест по теме 1. Если для олигополиста цена оказывается меньше средних издержек, ему следует уйти из отрасли (да\нет) 2. Что из перечисленного можно объяснить наличием монопольной власти: а) относительно высокие цены «Кадиллаков» по сравнению с «тойотами» б) высокие цены на мороженое на чемпионате мира по фигурному катанию в) относительно высокие цены на авиабилеты, если трасса обслуживается одной авиакомпанией г) верны ответы б и в.
35 Тест по теме 3. Во многих университетах США плата за обучение для иностранных студентов выше, чем для тех, кто проживает в данной местности. Такое положение служит примером: а) монополии в высшем образовании США б) отсутствия контроля правительства над высшим образованием в) ценовой дискриминации в высшем образовании США г) неэффективного распределения ресурсов между высшим и средним образованием в США
36 Тест по теме 4. В отрасли действуют три крупные фирмы и 10 маленьких. Крупные фирмы получают экономическую прибыль, а маленькие – только обычную. Каковы источники экономической прибыли крупной фирмы: а) ограбление маленьких фирм б) ограбление потребителей в) экономия на масштабах производства г) завышение цен.
37 Задание следующий семинар Тема: Рынки ресурсов. Рынок труда Вопросы: 1. Отличительные черты рынков ресурсов. Производный спрос 2. Рынок труда: спрос и предложение. Факторы, влияющие на равновесие. 3. Номинальная и реальная заработная плата. 4. Формы и виды заработной платы. 5. Профсоюзы и монопсония на рынке труда. 6. Человеческий капитал.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.