Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерия Рахимова
1 Анализ основных экономических показателей деятельности аптечных организаций. Лекция 38
2 План: 1. Основные экономические показатели деятельности аптек 2. Прогнозирование объема реализации аптеки 3. Структура объема реализации 4. Прогнозирование объема реализации населению 5. Методика распределения объема реализации по кварталам 6. Методика распределения объема реализации по составным частям
3 Основные экономические показатели деятельности аптек Темп роста = значение показателя последующего года : значение показателя предыдущего года. Темп роста = значение показателя последующего года : значение показателя предыдущего года. Темп прироста = значение показателя последующего года - значение показателя предыдущего года.: значение показателя предыдущего года * 100% Темп прироста = значение показателя последующего года - значение показателя предыдущего года.: значение показателя предыдущего года * 100%
4 Товарооборот – объем продаж товаров в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот – объем продаж товаров в денежном выражении за определенный период времени.
5 Розничный товарооборот-реализация аптеками товара для личного домашнего или совместного употребления. Розничный товарооборот-реализация аптеками товара для личного домашнего или совместного употребления. Факторы, повышающие объем продаж: рост числа врачей, старение населения, рост доли высокоэффективных препаратов, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение. Факторы, повышающие объем продаж: рост числа врачей, старение населения, рост доли высокоэффективных препаратов, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение. Факторы, сдерживающие рост объема продаж: запрещение рекламы, необходимость промежуточного потребителя (врача). Факторы, сдерживающие рост объема продаж: запрещение рекламы, необходимость промежуточного потребителя (врача).
6 Валовая прибыль (торговые наложения) – разница между стоимостью реализованных лекарств в розничных и оптовых ценах. Валовая прибыль (торговые наложения) – разница между стоимостью реализованных лекарств в розничных и оптовых ценах. Уровень валовой прибыли (торговая маржа) = валовая прибыль : объем реализации в розничных ценах * 100%. Зависит от торговой наценки. Уровень валовой прибыли (торговая маржа) = валовая прибыль : объем реализации в розничных ценах * 100%. Зависит от торговой наценки.
7 Товарные запасы – все товары, предназначенные для продажи, в т.ч. и товары в пути. Они измеряются в натуральных измерителях (яд., с/д, спирт), в стоимостных измерителях, в днях. Товарные запасы – все товары, предназначенные для продажи, в т.ч. и товары в пути. Они измеряются в натуральных измерителях (яд., с/д, спирт), в стоимостных измерителях, в днях. Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Устанавливается в сумме или днях. Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Устанавливается в сумме или днях.
8 Издержки обращения – это денежное выражение затрат, включаемых в себестоимость производства, а также расходов, связанных с доведением товара до потребителя. Издержки обращения – это денежное выражение затрат, включаемых в себестоимость производства, а также расходов, связанных с доведением товара до потребителя. Уровень издержек определяет расходы на каждый рубль реализации. Уровень издержек определяет расходы на каждый рубль реализации. Уровень издержек = издержки : объем реализации * 100%. Уровень издержек = издержки : объем реализации * 100%.
9 Чистая прибыль – это разница между валовой прибылью и издержками. Чистая прибыль – это разница между валовой прибылью и издержками. Уровень чистой прибыли = сумма чистой прибыли : валовый доход *100% Уровень чистой прибыли = сумма чистой прибыли : валовый доход *100%
10 Прогнозирование объема реализации аптеки Прогноз объема реализации (товарооборота) – это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени. Прогноз объема реализации (товарооборота) – это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени. Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров характеризуется товарооборотом. Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров характеризуется товарооборотом.
11 Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь. (рис 1) Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь. (рис 1) Товарооборот можно рассматривать и как финансово-экономический показатель торговой деятельности аптеки, характеризующий расход товаров. Товарооборот можно рассматривать и как финансово-экономический показатель торговой деятельности аптеки, характеризующий расход товаров. Он; Ок П Он; Ок П (товарные запасы ( поступление (товарные запасы ( поступление на начало и конец товарное на начало и конец товарное периода) Он+П=Р+Ок обеспечение) периода) Он+П=Р+Ок обеспечение) Р (расход, в том числе (расход, в том числе реализация) реализация) Объем реализации Объем реализации ( выручка в ценах ( выручка в ценах продажи) продажи) Реализация (в ценах Реализация (в ценах покупки) покупки) Валовая прибыль Валовая прибыль Издержки Издержки Чистая прибыль Чистая прибыль
12 Товарооборот – объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот – объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов издержек) начинается с прогноза годового объема реализации. Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов издержек) начинается с прогноза годового объема реализации. Объем реализации ЛС и ИМН измеряется в абсолютных показателях ( сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация по группам товаров. Объем реализации ЛС и ИМН измеряется в абсолютных показателях ( сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация по группам товаров.
13 На величину товарооборота аптечной организации влияют следующие факторы: На величину товарооборота аптечной организации влияют следующие факторы: товарная номенклатура; товарная номенклатура; объем товарных запасов; объем товарных запасов; численность населения; численность населения; количество аптечных и лечебно- профилактических учреждений; количество аптечных и лечебно- профилактических учреждений; число врачей и фармацевтических работников; число врачей и фармацевтических работников; характер потребителей товаров аптечного ассортимента; характер потребителей товаров аптечного ассортимента; способ продажи; способ продажи; интенсивность и эластичность спроса; интенсивность и эластичность спроса; уровень цен; уровень цен; качество информационной работы и т.д. качество информационной работы и т.д.
14 Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др. Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др. Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарст по рецептам, запрещение рекламы ЛП и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача). Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарст по рецептам, запрещение рекламы ЛП и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача). Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема реализации аптеки, которое связано с расширением ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения и т.д. Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема реализации аптеки, которое связано с расширением ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения и т.д.
15 Если спрос эластичен, то с увеличением цены количество покупок сокращается и, как следствие, падает выручка. Если спрос эластичен, то с увеличением цены количество покупок сокращается и, как следствие, падает выручка. Уменьшение цены приводит к увеличению спроса и дохода аптеки. Если спрос неэластичен, увеличение цены не вызывает снижения спроса (или спрос снижается незначительно), и доход аптеки увеличивается. И наоборот, уменьшение цены не вызывает увеличение спроса, и общий доход падает. Аптечные организации осуществляют продажу товаров для личного, семейного, домашнего или совместного потребления. Такой вид реализации называется розничным товарооборотом. Уменьшение цены приводит к увеличению спроса и дохода аптеки. Если спрос неэластичен, увеличение цены не вызывает снижения спроса (или спрос снижается незначительно), и доход аптеки увеличивается. И наоборот, уменьшение цены не вызывает увеличение спроса, и общий доход падает. Аптечные организации осуществляют продажу товаров для личного, семейного, домашнего или совместного потребления. Такой вид реализации называется розничным товарооборотом. Общий объем розничной реализации может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру, при изучении которой используются определенные признаки Общий объем розничной реализации может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру, при изучении которой используются определенные признаки
16 Структура объема реализации Признак Составные части Характер потребителя Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям – институциональным потребителям( больницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет Товарная номенклатура Фармацевтические товары(ЛС,ИМН). Парафармацевтические товары( санитарно-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары(медицинские приборы, посуда для медицинских целей и др.) Способ продажи Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску
17 Факторы влияющие на объем реализации населению и организациям, отличаются, и поэтому прогнозирование объема реализации населению и ЛПУ производиться раздельно. Факторы влияющие на объем реализации населению и организациям, отличаются, и поэтому прогнозирование объема реализации населению и ЛПУ производиться раздельно.
18 Прогнозирование объема реализации населению Прогноз объема реализации равен реализации текущего года, увеличенной на показатель ежегодного или среднегодового темпа роста (прироста). Прогноз объема реализации равен реализации текущего года, увеличенной на показатель ежегодного или среднегодового темпа роста (прироста).
19 Прогноз объема реализации институциональным потребителям. В настоящее время большинство ЛПУ и других организаций приобретают ЛС и другие товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или производителей. В настоящее время большинство ЛПУ и других организаций приобретают ЛС и другие товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или производителей. В аптеках, где в объем реализации входят продажи ЛПУ, основными факторами, влияющими на товарооборот, является: В аптеках, где в объем реализации входят продажи ЛПУ, основными факторами, влияющими на товарооборот, является: коечный фонд ЛПУ и его изменение; коечный фонд ЛПУ и его изменение; профиль ЛПУ; профиль ЛПУ; ассигнования, выделенные ЛПУ на закупку ЛС и ИМН; ассигнования, выделенные ЛПУ на закупку ЛС и ИМН; размер средств ФОМС и добровольного страхования; размер средств ФОМС и добровольного страхования; наличие формуляров и их стоимость; наличие формуляров и их стоимость; дополнительные ассигнования. дополнительные ассигнования. Прогноз объема продаж организациям равен ассигнованиям, выделенным ЛПУ на закупку ЛС и других товаров аптечного ассортимента. Прогноз объема продаж организациям равен ассигнованиям, выделенным ЛПУ на закупку ЛС и других товаров аптечного ассортимента.
20 Методика распределения объема реализации по кварталам(месяцам). После определения годового товарооборота производят распределение его по кварталам, при котором учитывают сложившиеся соотношения в прошлых периодах, сезонные колебания, обусловленные спросом и предложением на отдельные товары аптечного ассортимента, место расположения аптеки, степень использования выделенных ассигнований ЛПУ. После определения годового товарооборота производят распределение его по кварталам, при котором учитывают сложившиеся соотношения в прошлых периодах, сезонные колебания, обусловленные спросом и предложением на отдельные товары аптечного ассортимента, место расположения аптеки, степень использования выделенных ассигнований ЛПУ. Описание методики: рассчитывают удельный вес (%) объема реализации каждого квартала в товарообороте базисного года и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период. Описание методики: рассчитывают удельный вес (%) объема реализации каждого квартала в товарообороте базисного года и сложившиеся соотношения сохраняют на планируемый период. Аналогично составляется прогноз объема реализации на каждый месяц. Аналогично составляется прогноз объема реализации на каждый месяц.
21 Методика распределения объема реализации по составным частям. Для более точного контроля за динамикой продаж в различных сегментах рынка необходимо проводить распределение объема реализации на составные части. Методика распределения заключается в определении удельного веса каждой составной части объема реализации в текущем году и сохранении этого соотношения на прогнозируемый период. В примере представлено распределение объема реализации по способу продажи. Для более точного контроля за динамикой продаж в различных сегментах рынка необходимо проводить распределение объема реализации на составные части. Методика распределения заключается в определении удельного веса каждой составной части объема реализации в текущем году и сохранении этого соотношения на прогнозируемый период. В примере представлено распределение объема реализации по способу продажи.
22 Рекомендуемая литература - обязательная; - обязательная; Организация и экономика фармации; учебник под ред. И.В.Косовой, - М.: Академия, 2004 г. Организация и экономика фармации; учебник под ред. И.В.Косовой, - М.: Академия, 2004 г. -дополнительная -дополнительная - электронные ресурсы. - электронные ресурсы. Сайт Консультант + Сайт Консультант +
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.