Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПотап Травкин
1 Методы и приемы изучения индивидуальных особенностей ребенка Музалевская Татьяна Михайловна, заместитель заведующего по УВР
2 Основные способы изучения индивидуальных особенностей планомерные систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ребенка; специальные задачи.
3 Понятие индивидуального подхода 1.Индивидуальный подход подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ребенка; 2.В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения; 3.Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ребенка.
4 Понятие индивидуального подхода Индивидуальный подход – это ориентация на индивидуально-психологические особенности воспитанника, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого воспитанника по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
5 Формы и методы учета индивидуальных особенностей 1)от минимальной модификации и группового обучения до полностью независимого обучения; 2)варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала; 3)использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.
6 Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой». Варианты индивидуализации 1.Дифференциация воспитания. 2.Внутригрупповая индивидуализация воспитательной работы. 3.Прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.
7 Принципы к руководству установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «педагог- ребенок-группа»; уважение самооценки личности ребенка; вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера; постоянное усложнение и повышение требовательности к ребенку в ходе избранной деятельности; создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
8 Этапы индивидуальной работы I. этап: приступая к индивидуальной работе, педагог-воспитатель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;
9 Этапы индивидуальной работы II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать ребенка в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.
10 Этапы индивидуальной работы III этап: на основе установленного уровня воспитанности, развития ребенка педагог проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника.
11 Этапы индивидуальной работы IV этап: происходит дальнейшее изучение ребенка, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного воспитанника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей.
12 Этапы индивидуальной работы V этап – индивидуальной работы с детьми является коррекция. Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
13 Нормы педагогического взаимодействия а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать; в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
14 Нормы педагогического взаимодействия г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; д) признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;
15 Нормы педагогического взаимодействия е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы; ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
16 Тенденции разнообразие тематики проектов, составляемой с учётом предложений и интересов детей; создание для детей ситуации выбора и успеха; использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии; доброжелательная атмосфера при общении с детьми; постановка задач в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности и развития детей; использование в работе портфеля личных достижений – Портфолио; система диагностических исследований личности.
17 «Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувст во успеха....Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретенных знаний и навыков - больше»
18 Проблемы * не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей; * наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития; * при проведении занятий, организуя деятельность вне их, педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей; не все педагоги-воспитатели владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы;
19 Проблемы * на достаточно низком уровне (или отсутствуют вообще) составлены планы индивидуальной работы с детьми, * не составляются индивидуальные программы роста воспитанников, индивидуальные траектории развития одарённых детей.
20 П. П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».
21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
22 Методы и приемы изучения индивидуальных особенностей ребенка Музалевская Татьяна Михайловна, заместитель заведующего по УВР
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.