Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Мельников
1 Учебный план образовательного учреждения как отражение готовности школы к реализации требований ФГОС Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, к.п.н. ноябрь 2013
2 Какие трудности испытывают ОУ при разработке учебного плана?
3 Определение Учебного плана (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
4 Разработка образовательных программ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 12. п.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам,… разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ. Статья 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.
5 А как было раньше? с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) К компетенции образовательного учреждения относятся:«Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
6 Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7 Требования к структуре ООП (основное общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный - общее содержание основного общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программа развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы (разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
8 Примерный учебный план ступени общего образования Примерный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (далее примерный учебный план), определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Примерный учебный план: фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.
9 Примерный учебный план ступени общего образования Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность.
10 Структура Учебного плана Сравнение требований ГОС (2004 г.) и ФГОС ГОС 1.Федеральный компонент 2.Региональный компонент 3.Школьный компонент ФГОС 1.Обязательная часть 2.Часть, формируемая участниками образовательного процесса Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: НОО – 80% / 20%; ООО – 70% / 30%; СОО – 2/3 / 1/3.
11 Особенности формирования частей Учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).
12 Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса; курсы надпредметного характера, например: «Основы исследовательской деятельности», «Основы проектной деятельности», «Компьютерная грамотность», а также метапредметные учебные курсы, например, «Проблема», «Знак», «Текст», «Закон» и др., помогающие выйти на уровень метапредметных результатов; введение предметов и курсов, реализующих региональные социально- экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области; внеурочную деятельность (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности)..
13 Правила представления Учебного плана в Основной образовательной программе Основная образовательная программа общего образования разрабатывается на нормативный срок освоения ступени (4 года для начальной школы, 5 лет для основной школы). С учетом чего учебный план разрабатывается в виде: учебного плана ступени общего образования на нормативный срок освоения ступени – как части ООП, содержащего пояснительную записку и сетку часов с указанием годового количества часов; учебного плана ступени общего образования на конкретный учебный год – как инструмента реализации ООП и достижения запланированных образовательных результатов в текущем учебном году, содержащего пояснительную записку и сетку часов с указанием недельного количества часов. Основная образовательная программа общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Последнее необходимо в связи с учетом индивидуальных особенностей отдельных классов, интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей).
16 Примерный учебный план ступени общего образования Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
17 Гл. 1. ст.2. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Ст. 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования: 3) Обучение по индивидуальному учебного плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, в порядке, установленном локальными нормативными актами. … Особенности реализации образовательных программ
18 Индивидуальный учебный план Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2013 г. Регистрационный 30067
19 Индивидуальный учебный план Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательной организации могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. При этом следует иметь в виду, что реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательной организации. Введение должности тьютора зависит от потребности образовательной организации. См. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Статья и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и соцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года 761.
20 Возможно изменение традиционных подходов к формированию учебного плана Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС НОО (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана). Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» Москва, март 2012 года
21 Возможно изменение традиционных подходов к формированию учебного плана, расписания При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2013 г. Регистрационный 30067
22 Часть, формируемая участниками образовательного процесса (учет региональных особенностей) Для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, изучение содержания образования, учитывающего региональные социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области возможно: через включение часов в учебный план в части, формируемой участниками образовательного процесса; через организацию работы кружков, факультативов и пр. в рамках плана внеурочной деятельности; через включение в рабочие программы учебных предметов (курсов) содержания и результатов, учитывающих региональные социально- экономические, экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области (муниципального образования ).
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.