Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКлавдия Федюнина
1 Записи
2 При организации хранения информации на компьютере требуется группировать данные разного типа, относящиеся к одному объекту. Например, целесообразно объединить данные об автомобиле и его владельце (номер, марка машины, год выпуска, цвет, фамилия владельца, его адрес) в одной структуре. Для этого в языке Паскаль предназначен тип, который называется запись. Записи используют в тех случаях, где желательно группировать логически связанные элементы в один блок. Запись – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа компонентов разного типа.
3 Описание записи Определение записи начинается идентификатором Record и заканчивается ключевым словом end. Между ними заключён список компонентов, называемых полями, с указанием идентификаторов (имён) полей и типа каждого поля.
4 1. Var Имя записи:RECORD Имя поля 1:тип; Имя поля 2:тип;... Имя поля n:тип END; END; или или 2. Type Имя типа для записи=RECORD Имя поля 1:тип; Имя поля 2:тип;... Имя поля n:тип END; END; Var Имя записи:Имя типа для записи; Запись может быть объявлена в разделе Var или в разделах Type и Var, одновременно.
5 Например, описание записи, содержащей регистрационный номер автомобиля, его марку, год выпуска, цвет, фамилию и адрес владельца, может выглядеть так: Type avto = record Nomer:string[6]; { Регистрационный номер } Marka:string[15]; { марка автомобиля } God:integer; { год выпуска } Color: string[20]; { цвет } Fam:string[20]; { фамилия владельца } Adress:string[40]; { адрес владельца } end; Var m,v:avto; В данном примере запись avto содержит 6 компонентов: номер, марка машины, год выпуска, цвет, фамилия владельца, его адрес. Доступ к полям записи осуществляется через переменные m и v типа record.
6 Обращение к значению поля Например, чтобы получить доступ к полям записи m типа avto, надо записать: m.nomer m.marka m.god m.color m.fam m.adress
7 Для присваивания полям записей значений используются оператор присваивания: m.nomer:=ав345х; m.marka:=ВАЗ 2110; m.god:=1995;
8 В ряде задач удобно пользоваться массивами из записей. Их можно описать, например, следующим образом: Type Person = record Fam:string[20]; { фамилия сотрудника } Pol:char; { Пол сотрудника } Age:16..60; { возраст сотрудника} Dolgnost: string[20]; { должность } end; end; Var otdel:array [1..50] of Person;
9 Обращение к полям записей имеет несколько громоздкий вид, что особенно заметно при использовании идентификаторов длиной более 5 символов. Чтобы избежать этого, применяется оператор with, который имеет следующий формат: With do ;
10 Один раз указав имя переменной типа record в операторе with, далее в пределах блока можно работать с именами полей, как с обычными переменными, то есть без указания перед идентификатором поля имени переменной, определяющей запись: With Otdel[25] do begin fam:=Васильев; Pol:=М; Age:=45; Dolgnost:=Директор; end;
11 ЗАДАЧА Необходимо заполнить сведения о студенте (Ф.И.О., дата рождения, адрес, курс и группа), а затем вывести эти сведения на экран. program primer1; type anketa=record fio: string[45]; dat_r: string[8]; adres: string[50]; curs: 1..5; grupp: string[3] end; end; var student: anketa; begin writeln (введите сведения о студенте); writeln (введите сведения о студенте); writeln (введите фамилию, имя и отчество);readln (student.fio); writeln (введите фамилию, имя и отчество);readln (student.fio); writeln (введите дату рождения); readln (student.dat_r); writeln (введите дату рождения); readln (student.dat_r); writeln (введите адрес); readln(student.adres); writeln (введите адрес); readln(student.adres); writeln (введите курс); readln(student.curs); writeln (введите курс); readln(student.curs); writeln (введите группу); readln (student.grupp); writeln (введите группу); readln (student.grupp); writeln (ввод закончен); writeln ; writeln (ввод закончен); writeln ; {обратите внимание, что вывод записи осуществляется по полям} writeln (фамилия студента:, student. fio ); writeln (фамилия студента:, student. fio ); writeln( дата рождения :, student.dat_r); writeln( дата рождения :, student.dat_r); writeln( адрес :, student.adres); writeln( адрес :, student.adres); writeln( курс :, student.curs); writeln( курс :, student.curs); writeln( группа :, student.grupp); writeln( группа :, student.grupp); end.
12 Пусть нам необходимо иметь сведения о многих студентах, например, нашего факультета. Следовательно, необходимо организовать массив записей Паскаля. А затем из общего списка вывести фамилии студентов 2-го курса. program primer 2 ; type anketa=record fio: string[45]; dat_r: string[8]; adres: string[50]; curs: 1..5; grupp: string[3] end; end; var student: array [1..100] of anketa; I: integer; I: integer; begin {последовательно вводим каждую запись} for I:=1 to 100 do for I:=1 to 100 do begin begin writeln (введите сведения о, I, -м студенте); writeln (введите сведения о, I, -м студенте); writeln (введите фамилию, имя и отчество);readln (student[I].fio); writeln (введите фамилию, имя и отчество);readln (student[I].fio); writeln (введите дату рождения);readln (student[I].dat_r); writeln (введите дату рождения);readln (student[I].dat_r); writeln (введите адрес); readln(student[I].adres); writeln (введите адрес); readln(student[I].adres); writeln (введите курс);readln(student[I].curs); writeln (введите курс);readln(student[I].curs); writeln (введите группу);readln (student[I].grupp); writeln (введите группу);readln (student[I].grupp); end; writeln (ввод закончен); end; writeln (ввод закончен); writeln ; writeln ; {просматриваем массив записей и выбираем только студентов 2-го курса } {просматриваем массив записей и выбираем только студентов 2-го курса } for I:=1 to 100 do for I:=1 to 100 do if student[I].curs=2 then writeln( фамилия студента :, student[I].fio); if student[I].curs=2 then writeln( фамилия студента :, student[I].fio); end.
13 Задание ЕГЭ (С4) На вход программе подаются сведения о сдаче экзаменов учениками 9-х классов некоторой средней школы. В первой строке сообщается количество учеников N, которое не меньше 10, но не превосходит 100, каждая из следующих N строк имеет следующий формат: где – строка, состоящая не более чем из 20 символов, – строка, состоящая не более чем из 15 символов, – через пробел три целых числа, соответствующие оценкам по пятибалльной системе. и, а также и разделены одним пробелом. Пример входной строки: Иванов Петр Требуется написать как можно более эффективную программу, которая будет выводить на экран фамилии и имена трех худших по среднему баллу учеников. Если среди остальных есть ученики, набравшие тот же средний балл, что и один из трех худших, то следует вывести и их фамилии и имена.
14 Задание ЕГЭ (С4) На вход программе подаются сведения о номерах школ учащихся, участвовавших в олимпиаде. В первой строке сообщается количество учащихся N, каждая из следующих N строк имеет формат: где – строка, состоящая не более чем из 20 символов, – строка, состоящая из 4-х символов (буква, точка, буква, точка), – не более чем двузначный номер. и, а также и разделены одним пробелом. Пример входной строки: Иванов П.С. 57 Требуется написать как можно более эффективную программу, которая будет выводить на экран информацию, из какой школы было меньше всего участников (таких школ может быть несколько). При этом необходимо вывести информацию только по школам, пославшим хотя бы одного участника. Следует учитывать, что N>=1000.
15 Как правильно понимать условие? 1. На первый вопрос – как именно вводятся данные – находим ответ в самом начале условия: вроде бы «дежурная» фраза «на вход программе подаются…» означает, что данные нужно читать не из файла, а со стандартного входного потока; это, в свою очередь, значит, что можно использовать привычные операторы read (readln), предполагая, что кто-то вводит эти данные с клавиатуры вручную 2. Итак, сначала вводится количество записей N, а затем N строк с информацией; заметим, что из всей этой информации нас интересует (в каждой строке) только номер школы, остальное можно просто отбрасывать
16 Как правильно понимать условие? Формат ввода данных: 3. Номер школы стоит после второго пробела в строке 4. « – не более чем двузначный номер» – крайне важная информация; собственно, только она и позволяет найти хорошее решение задачи; это значит, что школ не более 99!
17 Как правильно понимать условие? 5. Что означает выражение 5. Что означает выражение «как можно более эффективная программа»? прежде всего, данные читаются только один раз, за один проход, нельзя «вернуться» и прочитать что-то вновь прежде всего, данные читаются только один раз, за один проход, нельзя «вернуться» и прочитать что-то вновь в программе не выполняются никакие лишние действия в программе не выполняются никакие лишние действия используемые алгоритмы имеют минимальную сложность используемые алгоритмы имеют минимальную сложность расходуется минимальный возможный объем памяти; например, чтобы найти количество отрицательных элементов массива, не нужно вводить второй массив; если нам достаточно держать в памяти одну введенную строку, не нужно одновременно хранить все прочитанные строки расходуется минимальный возможный объем памяти; например, чтобы найти количество отрицательных элементов массива, не нужно вводить второй массив; если нам достаточно держать в памяти одну введенную строку, не нужно одновременно хранить все прочитанные строки
18 Как правильно понимать условие? 6. Зачем нужно уточнение 6. Зачем нужно уточнение «N>=1000»? Этим авторы задачи намекают на то, что не нужно считывать все данные в оперативную память, а потом уже их обрабатывать; основная обработка должна быть сделана сразу, в том же цикле, где читаются входные данные 7. Мы будем считать, что в исходных данных нет ошибок (так принято на олимпиадах и экзаменах), иначе обработка разнообразных ошибок будет составлять основную часть программы
19 Решение 1. по условию, единственная информация, которая нам нужна в итоге для вывода результата – это количество участников по каждой школе 2. так как номер школы состоит (по условию!) не более, чем из двух цифр, всего может быть не более 99 школ (с номерами от 1 до 99) 3. поэтому можно ввести массив C из 99 элементов; для всех k от 1 до 99 элемент C[k] будет ячейкой- счетчиком, в которой накапливается число участников от школы с номером k; сначала во все элементы этого массива записываются нуль (обнуление счетчиков): for k:=1 to 99 do C[k]:=0; for k:=1 to 99 do C[k]:=0;
20 Решение 4. основной цикл обработки вводимых строк можно записать на псевдокоде так: for i:=1 to N do begin { читаем очередную строку } { определяем номер школы k } C[k] := C[k] + 1; { увеличиваем счетчик k-ой школы } end; 5. поскольку данные вводятся в виде символьной строки, нужно выделить в памяти переменную 5. поскольку данные вводятся в виде символьной строки, нужно выделить в памяти переменную s типа string 5. для чтения очередной строки будем использовать оператор 5. для чтения очередной строки будем использовать оператор readln
21 Решение Как выделить из строки номер школы? По условию он закодирован в последней части строки, после второго пробела; значит, нужно найти этот второй пробел, вырезать из строки весь «хвост» после этого пробела, и преобразовать его из символьного формата в числовой 8. Чтобы найти первый пробел и «отрезать» первую часть строки с этим пробелом, можно использовать команды p:= Pos( ', s); s:= Copy(s,p+1,Length(s)-p); первая команда определяет номер первого пробела и записывает его в целую переменную p, в вторая – записывает в строку s весь «хвост», стоящий за этим пробелом, начиная с символа с номером p+1; длина хвоста равна Length(s)-p, где Length(s) – длина строки;
22 Решение Поскольку нас интересует часть после второго пробела, эти две строчки нужно повторить два раза, в результате в переменной s окажется символьная запись номера школы; заметим, что можно избежать дублирования двух строк, «свернув» их во внутренний цикл, но это вряд ли сильно упростит запись: for k:=1 to 2 do begin p:=Pos(' ', s); s:= Copy(s,p+1,Length(s)-p); end;
23 Решение В пунктах 8-10 описан достаточно общий метод, при котором инициалы могут быть любой длины, (но без пробела); в данном случае в условии четко сказано, что инициалы представляют собой именно 4 символа (буква, точка, буква, точка), поэтому можно найти первый пробел, а затем взять «хвост», который идет через 6 символов от него: p:= Pos(' ', s); p := Pos(' ', s); s:= Copy(s,p+6,Length(s));или так Delete(s, 1, p+5); Для преобразования номера школы из символьного вида в числовой можно использовать функцию Val: Val(s, k, r);
24 Решение таким образом, основной цикл выглядит так: for i:=1 to N do begin readln(s); {читаем очередную строку} {выделяем часть после второго пробела} p:=Pos( ',s); delete(s,1,p+5); {определяем номер школы k} val(s,k,r); c[k]:=c[k]+1; { увеличиваем счетчик k-ой школы } end;
25 дальше стандартным алгоритмом определяем в массиве C минимальный элемент Min, не учитывая нули (школы, из которых не было участников): min:=N; for k:=1 to 99 do if (c[k]0) and (C[k]
26 и выводим на экран номера всех школ (обратите внимание – номера!), для которых C[k]=Min: for k:=1 to 99 do if C[k]=Min then writeln(k); Решение
27 На что обратить внимание: внимательно читайте условие, убедитесь, что вы понимаете смысл каждой строчки; для каждой мелочи постарайтесь определить, зачем она добавлена в условие, что она дает для решения задачи, что ограничивает, что не разрешает делать определите, какая именно информация из условия нужна для решения задачи, а какая – не нужна определите, что именно требуется вывести на экран в результате работы программы начинайте составлять программу с больших блоков, записывая ее сначала на псевдокоде, а потом уточняя детали проверяйте «крайние» варианты (например, возможность выхода за границы массива) проверьте, правильно ли заданы (и заданы ли вообще) начальные значения для всех переменных
28 На что обратить внимание: будьте внимательны, когда в массиве есть «мертвые» элементы, которые не нужно учитывать; проверяйте, что в этом случае ваши алгоритмы (например, поиск минимального элемента) работают правильно чтобы эксперту было легче понять вашу программу (особенно, если она получилась «нестандартной»), пишите комментарии; объясняйте, что хранится в основных переменных если это возможно, желательно работать только с целыми числами; этим вы избежите проблем, связанных с округлением и неточностью хранения дробных вещественных чисел в памяти компьютера
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.