Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМихаил Сапаев
2 Развивающая предметная среда детства – это система условий (материальных объектов и средств деятельности), обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка в детской деятельности
3 Инвариантная часть: предметно- игровая среда, предметно-развивающая среда занятий, музыкально- театральная среда, физкультурно- игровая среда, природная среда Вариативная часть: национальные уголки, музеи и центры краеведческого содержания, предметно-игровая среда превышающая базисное содержание программы Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде
4 Требования к организации предметно - развивающей среды: 1. Безопасность и комфортность среды; 2. Среда должна побуждать ребенка к самостоятельной активной целенаправленной деятельности; 3. Компоненты должны сочетаться между собой по содержанию, масштабу, художественному решению, обеспечивать содержательное общение взрослых с детьми; 4. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям; 5. Динамичность – статичность среды; 6. Функциональность предметов развивающей среды; 7. Развивающий характер среды; 8. Среда должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
5 Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка
6 Особенности организации предметно-развивающей средыв программе « Истоки» Программа предполагает разностороннее развитие ребенка по четырем основным линиям развития (физическое, эстетическое, познавательное и социальное). Программа предусматривает обогащение (амплификацию) детского развития. Программа имеет открытый характер, предполагает простор для творческого использования педагогами различных технологий, право выбора способов решения педагогических задач. В основу Программы положена концепция психологического возраста. Каждый возраст включает особые отношения между ребенком и взрослым, ведущий тип деятельности. Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. В основе Программы лежит деятельностный подход.
7 Алгоритм разработки модели ПРС Вид ведущей деятельности Зонирование группы (рабочая зона, спокойная зона, активная зона) Основные центры, расположение в зоне Определение основных задач, распределение по месяцам Подбор содержания ПРС для решения поставленных задач Распределение и смена игрового материала в течение года
8 Модель ПРС в группах раннего возраста (1,5 - 3 г) Ведущая деятельность - предметная Цель создания ПРС: побуждение ребенка к активным действиям с дидактическими Игрушками, предметами заместителями, подготовка к игре Зона отдыхаРазвивающая активная зонаДвигательная активная зона театральный уголок, уголок ряжения уголок детской книги музыкальный уголок центр продуктивной деятельности (ИЗО, лепка, конструктор) уголок уединения центр сенсорики центр сюжетных игр Уголок конструирования центр экспериментирования с водой и песком физкультурный уголок игровое пространство группы для двигательной активности Условие реализации ПРС Общение взрослого с ребенком в процессе освоения предметных действий Совместная деятельность взрослого с ребенком по ознакомлению с назначением предметов Самостоятельные сюжетно-отобразительные действия с игрушками и предметами-заместителями Самостоятельные игры экспериментирование с предметами Деятельность побуждающая ребенка к двигательной активности
9 Модель ПРС в группах младшего дошкольного возраста (3-5 л) Ведущая деятельность – игра (сюжетно-ролевая) Сопутствующая продуктивная, трудовая, экспериментальная Цель создания ПРС: побуждение к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта Спокойная зонаАктивная зонаРабочая зона уголок уединения литературный центр театральный уголок мини-музей личное пространство с полкой для личных вещей музыкальный уголок центр с/р игр уголок конструктивной деятельности спортивный уголок пространство для двигательной деятельности центр грамотности центр экспериментирования уголок ручного труда уголок природы центр искусства и творчества Условия реализации ПРС Речевое общение со взрослыми и сверстниками в процессе игры Ролевое общение с детьми Самостоятельные игры детей, реализация детского замысла Самостоятельная игровая деятельность со сверстниками
10 Модель ПРС в группах старшего дошкольного возраста (5 - 7л.) Ведущая деятельность – игра (самодеятельная с/р, режиссерская, игра с правилами) Сопутствующая – продуктивная трудовая, эксперимент, учебная Цель создания ПРС: побуждение к игровой деятельности с целью обогащения опыта, воплощения замысла, формирования предпосылок учебной деятельности Спокойная зонаАктивная зонаРабочая (учебная) зона уголок уединения литературный центр (полочка для выставок) театральный уголок мини-музей уголок патриотического воспитания краеведческий уголок музыкальный уголок уголок настольно-печатных игр (шахматы, шашки, лото) центр игры (с/р игры, режиссерские игры, конструктивная зона) спортивный уголок центр грамотности (дидактические игры) центр науки и экспериментирования (зона космоса) уголок природы центр искусства и творчества, ручного труда Условия реализации ПРС Общение со взрослыми и сверстниками (диалогическая и монологическая речь) Сотрудничество взрослого с ребенком в разных видах деятельности Совместная деятельность взрослого с ребенком в организованной взрослым среде Самостоятельная игровая и продуктивная деятельность детей в среде, трансформируемой ребенком
11 Три модели организации образовательного процесса в ДОУ Комплексно-тематическая модель В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
12 Три модели организации образовательного процесса в ДОУ Учебная модель В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид учебных пособий. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
13 Комплексно-тематическая модель В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (проживание ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
14 Предметно-средовая модель Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого. Вывод: особенности этих моделей–прототипов были использованы при конструировании модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста в ДОУ: положительные стороны комплексно- тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.