Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗоя Добровольская
1 Традиции русской народной игры Работу выполнила: Березина Алёна, ученица 10 класса МОУ «Брусовская СОШ». Руководитель: Яковлева Е.А. учитель истории.
2 В культуру каждого народа входят созданные им игры. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа. В настоящее время мои сверстники мало знают об играх, в которые играли наши бабушки и мамы. Свою работу я посветила исследованию этой темы.
3 Цель работы: Определить значимость игр русского народа в жизни нескольких поколений и необходимость возрождения старинных игр, для повышения уровня национального самосознания Исходя из этой цели, я ставлю следующие задачи: -проследить, что представляют собой русские народные игры -изучить теорию игры -классифицировать русские народные игры -рассмотреть игры прошлых поколений и сопоставить их с играми нынешнего поколения. В исследовательской работе использовала следующие методы: -анализ научной литературы по данной проблеме; -интервью с жителями поселка Брусово; -описание игр; - анкетирование
4 Русские народные игры и их классификация Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
5 Проводя исследовательскую работу, народные игры я разделила на несколько типов игры, отражающие отношения человека и природы игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков игры по религиозно-культовым мотивам игры на находчивость, быстроту и координацию игры на силу и ловкость военные игры Отмечу, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям.
6 Теория игры Зазывалка Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй? Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.
7 Считалка Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее механизмом случайного распределения ролей. Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна.
8 Жребий Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: Мати, мати, Что вам дати? и спрашивают, кто из них кого выбирает: Какого коня – сивого? Или златогривого? Или: Или: За печкой заблудился? Или в стакане утопился? Постепенно все игроки делятся на две команды.
9 Вывод Я рассмотрела основные виды традиционных славянских игр. Впрочем, самих игр было куда больше. Только простое перечисление названий займет много времени : царь горы, городки, лапта, салочки, прятки, каравай, пасхальные игры и т.д. и т.п. Таким образом, я считаю, что именно народная игра хранит в себе культуру своего народа. Народные игры - это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Игры доступны для детей и взрослых. Поэтому возрождение и возвращение игровых традиций русского народа в повседневную жизнь важно в воспитательном процессе для российского общества в целом.
10 Игры моей бабушки Собирая материал о играх наших бабушек, в своих рассказах о детстве они были не многословны, их детство пришлось на военные и послевоенные годы. Время для игр было очень мало. С раннего детства они помогали родителям, а часто заменяли и их в поле, на заготовке дров, на уборке урожая, на животноводческой ферме. Но в свободные минутки дети собирались за деревенской околице и играли в свои любимые игры. Популярными были : «Прятки», «Лапта», «Жмурки», «Бабки».
11 Игры моих родителей В 60 – 70-е годы в жизнь людей вошло телевиденье, но оно еще не смогло завоевать свободное время моих родителей, чье детство пришлось на эти годы. Собирая материал об играх, в которые играли мои родители, я узнала много интересного о разнообразии игр, игровых традициях, о забавных случаях, которые происходили во время игр. Самыми популярными играми у моих родителей и их поколения были «Прятки», «Лапта», «12палочек», « Слон», «Колечко», «Али-Баба», «Кошки Мышки».Эти игры сохранились от поколения бабушек и дедушек.
12 Вывод Игры и забавы деревенских детей и подростков полностью сохраняли свои традиции вплоть до середины XX века. Разнообразие их и живучесть объясняются многовековым отбором, сложностью и многообразием трудовых, природных, бытовых условий. Использовалось буквально все, что оказывалось под рукой. Несмотря на то, что времени на игру у детей оставалось мало, любая свободная минутка, выдавшаяся во время работы, использовалась для игры.
13 Вывод Большинство игр, в которые играло поколение моих родителей, это игры на ловкость, быстроту, силу, смекалку, выносливость. По рассказам родителей, в их детстве большую часть свободного времени они проводили на улице, играя в различные игры. Очень популярен был спорт, сами строили спортивные площадки, оборудовали их, зимой расчищали лёд на пруду и речке, играли в хоккей, катались на коньках, заливали горку водой и катались на санках и мешках. Детство родителей было наполнено радостью, смехом, положительными эмоциями, общением с друзьями. При воспоминании об этом времени у моего поколения возникает зависть.
14 Игры моего поколения К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предыдущие поколения. Поэтому, я решила провести анкету среди учащихся моей школы. Мною было опрошено 23 человека. Все дети в возрасте от 14 до 17 лет написали, что они любят играть. А вот предпочтение игр у всех разное. На основании опроса составила таблицу, в которой хорошо прослеживается мнение каждого ученика.
15 Вопрос анкетыОтветСколько человек ответило % Какие игры ты предпочитаешь? 1)Спортивные (волейбол, футбол, баскетбол). 2) Интеллектуальные. 3) Компьютерные. 1) 6 2) 8 3) 9 1) 26 2) 35 3) 39 Во что играли твои родители, бабушки, дедушки? 1) Не знаю. 2) Лапта, колечко, городки, казаки- разбойники, жмурки. 3) Карты, классики. 1) 6 2) 14 3) 3 1) 26 2) 61 3) 13 Как ты считаешь, способствует игра духовному развитию личности? Обоснуй своё мнение. 1)Смотря в какие игры играть. 2) Да. Игра закаляет характер, учит помогать товарищу. Спортивные игры развивают в человеке выносливость. Игры способствуют развитию мышления человека, учат нас сближаться с другими людьми. 3) Не знаю. 1) 3 2) 17 3) 3 1) 13 2) 74 3) 13
16 Выводы на основании анкеты: 1.Мои сверстники предпочитают интеллектуальные и компьютерные игры спортивным и народным ( в которые в настоящее время вообще не играют) 2. Родители рассказывают детям об играх своего детства, в теории многие знают, что представляет собой игра, но мало кто на практике играл в эти игры. Большинство вспомнили «Лапту». Еще совсем недавно эта игра была популярна в нашем посёлке.
17 3. Большинство респондентов считают: что народные игры закаляют характер учат помогать товарищу спортивные игры развивают в человеке выносливость игры способствуют развитию мышления человека учат нас сближаться с другими людьми В теории все понимают значимость игры, её необходимость в нашей жизни, но на деле интерес к игре мы проявляем очень редко, очень часто это зависит от инициативных людей, которые могут заразить своей идеей, заинтересовать. Я считаю, что с развитием техники, непосредственно меняется и психология человека. И игры, которые имеют огромное значение и в воспитании, и в жизни в скором времени могут потерять своё значение.
18 Заключение Народные игры представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Выводы Народные игры: помогают развиваться духовному совершенствованию личности расширяют историко-культурный кругозор воспитывают национальное самосознание.
19 вызывают активную работу мысли, способствуют уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. современное поколение детей предпочитают компьютерные и интеллектуальные игры народным играм. в настоящее время недостаточно информации и пропаганды народных игр. необходимо возрождать народные традиции игры. «. «Только сломленный, закостеневший, не вовремя постаревший, злой или совсем утративший искру божию человек теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении.» П. Флоренский.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.