Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемБогдан Шляков
1 Тема 1. Предмет изучения социальной психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
2 Всякое социальное явление – результат взаимодействия человека с другим человеком, человека и общности, общности и общности. Социально-психологические явления – это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов в определенных условиях, отражающие их в различных формах и выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, способствующие организации деятельности [1] К числу явлений относятся: общение, мнение, настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и т.п. Основной механизм возникновения с-пс явл – общение, в рез-те которого возникают группы, общности, развивается личность Основные теоретические понятия для обозначения предмета психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
3 Механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
4 Классификация социально-психологических явлений (основания) содержаниеСубъект возникновен ия Осознанност ь Степень устойчивости 1.Нормальные (позитивное влияние) 2. Деформи- рованные (дестабилизирующе е, негативное влияние) 1.Межлич- ностные 2.Группов ые 3.Межгруп повые 4.Массови дные 1.Осознава емые 2.Неосозна ваемые 1.Динамические (напр., виды общения, групповые процессы) 2.Динамико- статистические (мнения, настроения) 3.Статичные (традиции, обычая) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
5 Объект – процессы и феномены развития личности и группы, процессы взаимодействия и влияния. Предмет – А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач: изучение закономерностей возникновения, функционирования, и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем, - и микроуровнях, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Г.М. Андреева: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп (двойственность предмета) Выявляемые противоречия зависят от субъективной позиции исследователей на основе существующих к настоящему времени разработок в теории и практике науки. К противоречиям современной социальной психологии в России можно отнести: Объект, предмет, противоречия современной социальной психологии как науки к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
6 1. Массовидные явления психики (подход социологов). Тогда социальная психология – является наукой об общественной психологии 2. личность – подход психологов: рассмотрение личности в системе отношений 3. современное понимание – это синтез первого и второго подходов, таким образом, социальная психология становится наукой на стыке социологии и психологии Подходы к определению предмета социальной психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
7 Задачи социальной психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
8 Методология Феноменология Закономерности и механизмы Теоретическое обоснование праксиологии (эффективность воздействия методик и технологий) Структура социально-психологической теории к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
9 Общая методология (Философский подход): соотношение общества и личности, сущности человека и его поведения) Частная методология (совокупность методологических принципов социальной психологии): принцип деятельности адаптируется к объекту изучения - группе Методология (совокупность конкретных приемов исследования как методы и методики) Методологические проблемы исследования Г.М. Андреева к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
10 Методы исследованияМетоды воздействия Методы сбора информации (наблюдение, тестирование, контент- анализ, анкетирование, интервью, эксперимент) Сензитивный тренинг Игровые методы Дискуссионные методы Методы обработки информации (факторный и корреляционный анализ, метод моделирования, техники компьютерной обработки данных и другие) Методы социальной психологии к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
11 Тема 2. История формирования социально- психологических идей к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
12 1. VI в до н.э. – середина XIX в: накопление знаний в философии и общей психологии; этап построения первых социально- психологических теорий в русле европейской традиции социальной мысли 2. начало XX в. – возникновение описательной социальной психологии как самостоятельной области знаний; появление первых систематических руководств по социальной психологии (американские традиции социальной психологии) е годы XX в. – вторая половина XX века (интенсивное развитие различных теорий и экспериментов); социальная психология как наука. Датой рождения социальной психологии является 1908 г. при одновременном возникновении этого словосочетания как обозначения познания социальных процессов в работах В. Мак-Даугалл и Э.Росса История уточнения предмета социальной психологии и выделения ее в самостоятельную науку к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
13 Первые учебники и развитие науки «социальная психология» к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
14 Необихевиоризм в социальной психологии (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская) Основные принципы Абсолютизация стандарта научного исследования (по моделям естественных наук) Операционализм и верификация (или фальсификация) Натурализм (игнорирование поведения человека) Негативное отношение к теории и абсолютизация эксперимента, эмпирических данных, основанных фиксации непосредственно наблюдаемого Отказ от ценностного подхода (ценностные установки мешают достижению истины и научности) Разрыв связей с философией к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
15 Медиаторно-стимульная ассоциативная теория Гипотеза. Инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре, нежели как ее приобретение Отмечает важность наблюдения индивида в научении, возникает понятие «наблюдаемое подкрепление» Теория социального научения А. Бандуры к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
16 Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер, Р. Сиерс (теория фрустрации-агрессии): теория научения+психоанализ Гипотеза. Наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, а существование фрустрации всегда вдет к некторой форме агрессии Теории агрессии и подражания к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
17 Теория взаимодействия исходов Попытка приложения бихевиоризма к анализу групповых процессов Гипотеза. Всякое межличностное отношение – это взаимодействие. «Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться, если участники такого взаимодействия «выгадывать» от него». Теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г.Келли (60-70-е годы). к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
18 Теория элементарного социального поведения Продолжение подхода Скиннера Гипотезы. Прямой и непосредственный обмен между участниками взаимодействия вознаграждениями и наказаниями – есть суть «элементарного социального поведения». Человеческое поведение – это «функция его платежей» Подход Дж. Хоманса (1961) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
19 Характеристики: Стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Авторы обращаются к психической деятельности и структурам психической жизни. Поведение человека находится в контексте организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований Когнитивистская ориентация к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
20 Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивноей системы Группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений Теории когнитивного соответствия Ф. Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
21 Инстинктивизм Путь к объяснению невротической личности идет от обнаружения механизмов функционирования его родительской семьи Существо группы – это система эмоциональных, либидонозных связей (от Фрейда) Психоаналитическая ориентация В. Баон, В. Беннис, Г.Шепард к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
22 Интеракция как социальное взаимодействие Из социологии: Основной объект исследования социальный процесс 1.Символический интеракционизм 2.Ролевые теории 3.Теории референтных групп Интеракционистская ориентация Дж. Мид, Линтон, Мертон к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
23 1.Дореволюционный период 2.Послереволюционный период: становление марксистской психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее месте в системе научного знания 3.50 – 60-е годы XX в.. Второй этап формулирования предмета социальной психологии и выделение социальной психологии как самостоятельной науки 4.Современные исследования и отрасли социальной психологии в России Развитие социальной психологии в России к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
24 Отрасли социальной психологии (некоторые из них) Политическая психология этнопсихолог ия Психология управления Психология общения Конфликто логия Психология массовых коммуникаций Психология религии Психоло гия религии Социальная психология к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
25 1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, с. 2.Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, с. (Серия «Кафедра психологии») Социальная психология: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др; под ред. А.Н. Сухова,А.А. Деркача. – 3-е изд.. Испр. – М.: Издательский центр «Академия», – 600 с. 4.Лапчинская И.В. Социальная психология: вопросы к зачету Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А/ Cоциальная психология. Хрестоматия..- Москва, 2012 Источники: к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.