Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАфанасий Тагильцев
1 ЛЕКЦИЯ 8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
2 Вопросы: 1. История становления концепции международно- правового регионализма. 2. Понятие и виды региональных ММПО. 3. Понятие региональных международных организаций интеграции (РМОИ или наднациональных международных организаций). 4. Правовой статус отдельных групп региональных ММПО.
3 1. История становления концепции международно- правового регионализма. Регионализация МП, т.е. его изолированное развитие в различных регионах земного шара, была характерна для древнего мира и частично это состояние сохранялось до позднего Средневековья. Предшественники современных ММПО -международные конференции в Европе (европейский концерт) и административные союзы возникали как европейские, т.е. региональные по существу организации. Впервые в Статуте Лиги Наций было сформулировано м-п понятие регионализма. Ст. 21 Статута ЛН: " международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и ограниченные пределами известных районов соглашения, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Статута". Борьба вокруг концепции регионализма при разработке Устава ООН.Региональные соглашения по главе УШ Устава ООН (ст.52-54). П.1 ст. 52: " настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов..».
4 2. Понятие и виды региональных ММПО. А) Две тенденции в развитии международных отношений и МП: 1-я тенденция –стремление к формированию единого длявсех суверенных государств международного сообщества, т.е., тенденция к универсализации международных отношений. 2-я тенденция подтверждает сохраняющуюся гетерогенность современного мироустройства, стремление государств развивать взаимные отношения на региональном уровне, т.е. тенденция к регионализму. Б) Понятие региональной ММПО. В Уставе ООН регионализм в главе YIII (ст «Региональные соглашения»): "настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации" (п.1 ст.52 Устава).
5 Понятие и виды региональных ММПО Итак, по смыслу ст.52 Устава ООН к региональным МО относятся такие, которые: 1. Создаются для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности; 2. Они являются подходящими для региональных действий, т.е. сфера их действия - определенный регион, однако само понятие региона осталось за скобками этого определения, что впоследствии открыло широкую арену для различных толкований (члены- одного региона, или действия в одном регионе- разные вещи и т.д.). 3. Они сами и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН. 4. Обращает на себя внимание, что как и в случае ЛН избрана негативная формула согласия "Устав ООН не препятствует существованию". Сравнение понятия РММПО по Статутут ЛН и Уставу ООН.
6 Понятие и виды региональных организаций. Начиная с 1945 г., ООН (особенно, ее глава УШ) содействовала появлению новых региональных организаций, вызванных к жизни процессами деколонизации (ОАЕ) и региональной экономической интеграции (ЕЭС, АСЕАН, ЦАОР, и т.д.). Данное расширение количества региональных ММПО привело к их дальнейшей диверсификации, т.е. появлению политических, идеологических, экономических, культурных, религиозных и др. Таким образом, сегодня есть 2-х основных вида РММПО: 1) РМППО по смыслу главы УШ Устава ООН (в узком смысле) и 2) иные РМППО (региональные ММПО в широком смысле). По этой причине большинство западных юристов определяют региональные организации на основе иных критериев, чем географическая смежность. Упор на то, что региональные организации представляют собой единство некоторых общих интересов группы государств, географическая близость не определяющая.
7 Понятие и виды региональных организаций. Понятие РММПО в широком смысле: -По сравнению с универсальными ММПО сфера действия РММПО всегда распространяется на географически ограниченную сферу международных отношений (признак территориально-ограниченной сферы действия). -Они представляют собой сообщества интересов, ограниченные определенным числом государств, характеризующихся общими сходствами различного уровня (критерий формирования собственного правопорядка). -Их учредительные договоры (ст.1 Статута СЕ, ст.2 договора о ЛАГ, ст.1 п.»с», 5 п.»f» и 20 устава ОАГ) устанавливают принципы взаимоотношений с ООН (координация или субординация). В то же время Устав ООН также предусматривает подобные принципы (ст.52, 53 и 103). (критерий взаимодействия с ООН). -Политические и экономические различия в мире служат для их укрепления (признак стабильности, устойчивости).
8 Виды региональных ММПО Классификация РММПО: А) по географическому критерию: РММПО latu sensu (в широком смысле)- это любая МО, не относящаяся к универсальным МО, например, Британское содружество наций, СНГ, ОЭСР и т.д.; РММПО stricto sensu (в узком смысле) -члены которых характеризуются географической близостью и соседством. Б) критерий компетенции: РММПО общей компетенции (СЕ, ЛАГ, ОАГ, АС и т.д.); РММПО специальной компетенции -СУ ЛАГ и др. В) критерий целей: РММПО, ориентированные на поддержание мира и безопасности (НАТО, ОДКБ, Договор Рио); РММПО сотрудничеству в политической и иных сферах (технической, культурной, экономической) –ЕС, АСЕАН, СНГ, ШОС и др.. Г) телеологический критерий(отношения с государствами- членами): РММПО сотрудничества и РМО интеграции.
9 3. Понятие РМО интеграции (наднациональные РМО) Понятие международных организаций интеграции (Наднациональных МО): Во второй половине ХХ века на международной арене появились МО, которые ставили целью интеграцию государств-членов в какой-либо сфере, прежде всего экономической. В них действует принцип передачи полномочий государств-членов органам таких МО, который позволяет им, при определенных обстоятельствах, принимать акты, имеющие непосредственное и немедленное действие в национальных правопорядках. Иными словами, на смену принципу координации приходит принцип правовой субординации. Основные признаки МПО интеграции: Характер полномочий: Свои полномочия они получают на основе положений учредительного договора, поэтому они носят делегированный и специальный характер, как и у других ММПО;
10 Понятие МПО интеграции в сфере предметной компетенции они наделяются полномочиями, регулирующими вопросы, традиционно закрепленные за государством; функции, которые они осуществляют, внешне напоминают функции независимых государств (исполнительные, законодательные и судебные), что отличает их от традиционных ММПО; Организационная структура: Отличается своеобразием, т.к. включает наряду с межправительственными так называемые наднациональные органы (исполнительные и судебные) и органы народного представительства (парламенты), которые обеспечивают большую самостоятельность МПО интеграции по отношению к правительствам государств-членов; Механизм принятия решений органами МПО интеграции: решения в межправительственных органах принимаются большинством голосов;
11 Понятие МПО интеграции Юридическая сила и действие актов органов МПО интеграции: принимают акты общего характера обязательные для государств-членов; Акты органов МПО интеграции могут непосредственно применяться в каждом государстве-члене; Это позволяет им сформировать собственный правопорядок, отличный от международного и внутреннего права. Финансовая самостоятельность: Существуют за счет собственных ресурсов, а не взносов государств- членов. Международная правосубъектность: участвуют от своего имени в международных отношениях, имея собственную сферу компетенции, ограничивающую участие государств- членов, т.е. их односторонние действия.
12 4. Правовой статус отдельных групп региональных ММПО Европа Идея «европейского единства» восходит к временам Древнего Рима и империи Карла Великого. РММПО ЕВРОПЫ общей компетенции: СЕ: устав СЕ подписан в Лондоне г. 10 государствами; Цели: создана для защиты и дальнейшего осуществления принципов, являющихся основой каждой подлинной демократии; Структура- Комитет министров- высший орган СЕ; ПАСЕ, Совещания отраслевых министров, Секретариат, местонахождение- Страсбург. ОБСЕ- Заключительный акт СБСЕ был подписан г. в Хельсинки г.- Парижская хартия для новой Европы- было объявлено о преобразовании СБСЕ в ОБСЕ - региональное соглашение в смысле главы УШ Устава ООН. Цели: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира. СНГ-учрежден (Минское соглашение), г. Алма-Атинская декларация о присоединении к СНГ 12 государств бывшего СССР. Устав подписан г..
13 Региональные ММПО Западного полушария 1. РММПО общей компетенции- ОАГ- создана г. Цели: укрепление мира и безопасности на континенте, -утверждение принципов демократии как главного условия стабильности, мира, сотрудничества и т.д. Структура- Генеральная ассамблея, Советы (Постоянный совет, межамериканский экономический и социальный совет, межамериканский совет по образованию, науке и культуре),Межамериканская комиссия по правам человека,Межамериканский юридический комитет, Генеральный секретариат. Специализированные конференции. Специализированные учреждения. Карибское Сообщество- РММПО специальной компетенции: (ЛАЭС, АЛАДИ, Андское сообщество, Меркосур, КОР).
14 Региональные ММПО Азии и Ближнего Востока Азия: АСЕАН- основана в 1967 г. Цели- ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе путем совместных усилий. Члены: 10 государств. Структура- Совещание глав правительств; Конференция министров иностранных дел; Постоянный комитет; Специальные и постоянные комитеты (5) Конференция министров экономики, труда и социальным вопросам, образованию и информации. Секретарит- ген.секретарь избирается на 2 года сотрудники постоянного комитета- на 3 года. Высокий совет по мирному урегулированию споров- из представителей государств на уровне министров.
15 Региональные ММПО Азии и Ближнего Востока Ближний Восток: ЛАГ- основана в 1945 г. 7 арабскими государствами.. Цели- укрепление связей между гос-вами-членами в различных отраслях. Члены- 22 государства, включая Палестину. Структура: Совет ЛАГ, Комитеты, Генеральный секретариат, штаб- квартира- Каир. Институты и организации: Совет по экономическим вопросам, Объединенный совет обороны, постоянная военная комиссия. Организация исламская конференция (ОИК)- 1-я конференция глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате в 1969 г., в 1972 г. на 3-й конференции министров иностранных дел мусульманских стран в Джидде принят Устав ОИК. Цели: укрепление исламской солидарности между государствами- членами. Структура: Конференция глав государств и правительств; Конференция министров иностранных дел; Генеральный секретариат.
16 Региональные ММПО Африки ОАЕ г. в г.Аддис-Абеба. 30 государств подписали Хартию ОАЕ. На саммите ОАЕ в Ломе ( ) г. принят Акт об учреждении Африканского союза (АС). Вступил в силу 26 мая 2001 г. Цели АС- достижение большего единства и сплоченности между африканскими странами и народами Африки и др. Члены- 53 государство, с 1982 г. САДР, Марокко- вышла. Структура: Ассамблея Союза- верховный орган, из глав гос-в и пр-в, Исполнительный Совет (мин-ры ин-х дел), Панафриканский парламент, Суд, Комиссия (Секретариат Союза), Комитет Постоянных представителей, Специализированные технические комитеты (всего 7-по с/х и с/х вопросам и т.д.), Экономический, соц-ный и культурный Совет- консультативный орган, финансовые учреждения (АЦБ, АВФ, АИБ).
17 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.