Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТамара Фофанова
1 Минфин России Актуальные вопросы реализации Федерального закона 252-ФЗ Станислав Сергеевич БЫЧКОВ Заместитель директора Департамента бюджетной методологии
2 Понятие госфинконтроля проведение контрольных мероприятий в целях защиты от посягательств на государственные (муниципальные) финансы установление законности исполнения финансово-хозяйственных операций выявление финансовых (бюджетных) правонарушений и их пресечение применение административной ответственности и материалы для передачи в следственные и правоохранительные органы применение бюджетных мер принуждения Органы госфинконтроля: Счетная палата и контрольно-счетные органы в регионах и муниципальных образованиях Росфиннадзор и контрольно-ревизионные органы в регионах Внутренний Внешний 2
3 Система контроля за использованием бюджетных средств Госфинконтроль (БК РФ) Иные виды контроля (федеральные законы) Президентский и правительственный контроль Парламентский контроль Внутренний контроль и аудит Росфиннадзор, Счетная палата РФ Администрация Президента РФ, Правительство РФ Государственная Дума и Совет Федерации ГРБС (РБС) Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и достоверностью бюджетной отчетности, госпрограмм Контроль за исполнением федеральных законов и решений Президента РФ, Правительства РФ Рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета, отчетов о госпрограммах Контроль, направленный на упреждение нарушений (выявление системных недостатков, влекущих нарушения) Привлечение к административной ответственности и применение бюджетных мер принуждения Привлечение к дисциплинарной ответственности Принятие или отклонение бюджета (отчета) Политические решения Привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности Рекомендации 3
4 М ] ф 4 Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов - аудит стратегий, программ, закупок Полномочия по госфинконтролю контроль за соблюдением бюджетного законодательства, в ходе исполнения бюджета контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности контроль за осуществлением главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Бюджетные полномочия аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, ФЭО проектов законов анализ и мониторинг бюджетного процесса Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ (местной администрации) Контроль за соблюдением бюджетного законодательства; полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и выполнении государственных (муниципальных) заданий; При выявлении нарушения могут быть применены административная ответственность и бюджетные меры принуждения экспертиза государственных (муниципальных) программ
5 Бюджетные правоотношения Главные администраторы бюджетных средств (распорядители, получатели, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета) Участники бюджетного процесса Государственные внебюджетные фонды Финансовые органы в части межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов Объекты контроля Договор о предоставлении средств из бюджета Контроль как обязательное условие договора (требование БК РФ) Без договора Гражданские правоотношения Унитарные предприятия Индивидуальные предприниматели, физ.лица - производители товаров, работ и услуг Госкорпорации (госкомпании) Хозяйствующие субъекты Хозяйственные товарищества и общества с участием ППО в уставных капиталах Получатели средств из бюджета Объекты контроля Кредитные организации Фонды, общественные и религиозные организации, частные учреждения, кооперативы Автономные учреждения Бюджетные учреждения Хозяйственные товарищества и общества без участия ППО в уставных капиталах Объекты контроля 5
6 Контроль правомерности и эффективности бюджетных расходов Затраты: Расходы бюджета Ресурсы: Активы Финансовый результат Программы, мероприятия Задания Непосредственный результат Г(М)Услуги (работы) Ст. 34 БК РФ – УБП должны обеспечивать в рамках составления и исполнения бюджета : Эффективность ( экономическая) Конечный результат Эффект Экономность Правомерность Эффективность (социальная) 6 Росфиннадзор и контрольно- ревизионные органы Парламент, Счетная палата, внутренний аудит ?
7 Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Действующая редакция БК РФПредлагаемая редакция в БК РФ « Нарушение бюджетного законодательства » - несоблюдение только Бюджетного кодекса « Бюджетное правонарушение » - несоблюдение всех актов бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения Виды бюджетных правонарушений или основания для привлечения к ответственности виновного лица В Бюджетном кодексе - 18 видов правонарушений В Кодексе об административных правонарушениях - 3 вида правонарушений В Бюджетном кодексе - 5 видов правонарушений в дополнение к штрафам В Кодексе об административных правонарушениях - 18 видов правонарушений Перечень мер принуждения ОткрытыйЗакрытый и исчерпывающий Блокировка расходов получателей бюджетных средств, Бесспорное взыскание средств при нарушении бюджетного законодательства Отказ от блокировки расходов, бесспорного взыскания средств с ПБС Бесспорное взыскание межбюджетных субсидий и бюджетных кредитов Приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) 7
8 Бюджетные правонарушения и ответственность за них (1) Бюджетные правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Бюджетные меры Принуждения (БК) Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджетов на цели, несоответствующим Закону о бюджете, бюджетной росписи, смете, договорам (соглашениям) Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (1-3 лет); Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) передача части полномочий ГРБС, ПБС; б) бесспорное взыскание средств (только для финорганов) в) приостановление м/б трансфертов Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита – нарушение срока возврата бюджетных средств Для долж. лиц – штраф (10-30) тыс.руб. Для юр.лиц – штраф 5-25 (2-12) % от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом - нарушение срока возврата бюджетных средств Для долж. лиц – штраф (5-15) тыс.руб. Для юр.лиц – штраф 5-25 (2-12)% от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетного кредита – нарушение порядка предоставления Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (1-2 года) Для юр.лиц – штраф 2 – 12 % от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (1-2 года); Для юр.лиц – штраф 2%-12% от суммы бюджетных средств Нарушение условий предоставления субсидии
9 Бюджетные правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Бюджетные меры принуждения (БК) Нарушение порядка представления бюджетной отчетности – несвоевременное представление и представление недостоверной информации Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и субсидийДля долж. лиц – штраф т.руб Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи Нарушение запрета на размещение бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Дисквалификация – 1- 2 года ---- Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга Несвоевременное доведение БА и ЛБО до распорядителей, получателей бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Для долж. лиц – штраф т. руб. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств Нарушение срока направления ГРБС информации о результатах рассмотрения дела в суде Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания Бюджетные правонарушения и ответственность за них (2) 9
10 Порядок применения бюджетных мер принуждения Первый шаг: Выявление бюджетного нарушения органом контроля и формирование уведомления о применении бюджетных мер принуждения; Второй шаг: направление уведомления в финансовый орган не позднее 30 календарных дней после окончания проверки (ревизии); Третий шаг: уведомление обязательно к рассмотрению, может быть отклонено, если результаты проверки (ревизии) оспорены в суде; Четвертый шаг: уведомление по установленным нарушениям исполняется не позднее 30 календарных дней после получения уведомления путем бесспорного взыскания, приостановления операций, назначения уполномоченного лица в зависимости от состава нарушения Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом 10
11 11 Реализация результатов мероприятий по контролю в сфере закупок (предполагается) Проект плана закупок Определение поставщика Исполнение контракта Мониторинг Проверки планов закупок и планов-графиков Контроль за использованием бюджетных средств Предостережение (предполагается) Представления Предписания и (или) Возбуждение дела по КоАП отмена предписания иск о расторжении контракта отмена предписания нарушение устранено требование о приостановлении определения поставщика расторжение контракта по ст. 95 Результат закупки Штраф Уголовная ответственность
12 Правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Меры принуждения (44-ФЗ) Нарушение должностными лицами заказчиков до заключения контракта установленных законодательством о контрактной системе требований к обоснованию закупки, Для долж. лиц – штраф т.руб. Предписание о внесении изменений в план закупок, план-график ? приостановлении закупки ? а равно признание закупки после заключения контракта органами контроля в сфере закупок необоснованной Предписание о расторжении контракта по ст. 95 и (или) иск Невыполнение должностными лицами заказчиков требований о нормировании закупок до контракта Для долж. лиц – штраф т.руб. Предписание о внесении изменений в план закупок, план-график ? приостановлении закупки ? ? приведшее к перерасходу (сверхнормативные расходы)? Для должностных лиц – 30 % НМЦК или дисквалификация Предписание о возмещении ущерба (перерасхода) Закупки, не предусмотренные планами- графиками Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов- графиков Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение срока внесения изменений в план- график Для долж. лиц – штраф т.руб. Нарушения в сфере закупок и ответственность за них (1) (проект) 12
13 Правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Меры принуждения (44-ФЗ) Неисполнение заказчиком обязанности по проведению экспертизы результата закупки Для долж. лиц – штраф 20 т.руб Нарушение порядка приемки результата закупки, в т.ч. несоставление, ненадлежащее составление документов Для долж. лиц – штраф 20 т.руб ---- Нарушение заказчиком сроков исполнения обязанности по оплате денежных обязательств не более трех дней Для долж. лиц – штраф 10 т.руб более трех днейДля долж. лиц – штраф 20 т.руб Непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган внутреннего госфинконтроля Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушения в сфере закупок и ответственность за них (2) (проект) 13
14 Базовые НПА, реализующие Федеральный закон 252-ФЗ и Федеральный закон 44-ФЗ в части полномочий органов внутреннего ГФК Порядок осуществления внутреннего госфинконтроля Административный регламент исполнения госфункции по внутреннему госфинконтролю Отдельные полномочия Внутренний ГФК 14 Методические рекомендации по внутреннему госфинконтролю Стандарты внутреннего госфинконтроля???? Порядок проведения проверки отчетов об исполнении выскодотационных бюджетов Порядок проведения анализа внутреннего финансового контроля и аудита ГРБС
15 Порядок осуществления внутреннего госфинконтроля (на примере Росфиннадзора) 15 Полномочия по внутреннему госфинконтролю (БК РФ + ФКС+…): за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений; за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и заданий за соблюдением требований к обоснованию закупок в планах закупок за нормированием в сфере закупок при планировании закупок; за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены применением заказчиком мер ответственности к недобросовестным исполнителям контракта за соответствием принятых товаров, выполненных работ (их результатов) и оказанных услуг условиям контракта, правильности отражения их в учете; за соответствием использованием принятых по контракту результатов целям закупки Уточнены Полномочия по проверке Эффективности (экономности) использования бюджетных средств контроль за использованием средств Фонда ЖКХ; контроль за использованием средств региональных операторов;
16 16 ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Структура порядка по осуществлению внутреннего ГФК
17 М ] ф 17 1.Обязанность соблюдения принципов законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности 2.Контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую. Внеплановая - на основании поручений Президента, Правительства, Министра финансов, правоохранителей, руководства Росфиннадзора 4. Обязанности: своевременное и полное исполнение полномочий по контролю (непревышение полномочий), ознакомление объекта контроля с решением о проверке, результатами контрольных мероприятий 3.Права: запросы и сроки их исполнения, административное производство, представления и предписания, посещение объекта контроля, иски в суды, требования о представлении товаров, работ, услуг Общие положения : принципы, права и обязанности должностных лиц
18 М ] ф 18 2.Годовой план: тема контрольного мероприятия – объекты контроля – проверяемый период – метод контроля – объем проверяемых средств (при наличии) - месяц проведения - исполнители 2.Годовой план: тема контрольного мероприятия – объекты контроля – проверяемый период – метод контроля – объем проверяемых средств (при наличии) - месяц проведения - исполнители 3.Периодичность – не чаще одного раза в год в отношении одного объекта контроля 4.Принципы отбора контрольных мероприятий: непересечение со Счетной палатой, Рособоронзаказом существенность и уязвимость проверяемых мероприятий, период, прошедщий с момента последней проверки, наличие сведений о признаках нарушений Требования к планированию контрольной деятельности 1.Годовой план составляется согласно стратегии контрольной деятельности (в соответствии с показателями госпрограммы) 1.Годовой план составляется согласно стратегии контрольной деятельности (в соответствии с показателями госпрограммы)
19 19 1.Исполнение контрольного мероприятия осуществляется на основании утвержденного решения о его назначении контрольного мероприятия (приказа, распоряжения) 2.Приказ, распоряжение и (или) Программа содержит перечень подлежащих изучению вопросов исходя из темы контрольного мероприятия и проверяемых мероприятий объектов контроля Требования к исполнению контрольных мероприятий 4.К акту проверки (ревизии) по каждому нарушению в финансово- бюджетной сфере прилагаются письменные объяснения и (или) разногласия 3.Предельные сроки проведения контрольных мероприятий, назначение обследований, основания для приостановления, продления контрольных мероприятий
20 Используется: в рамках анализа (оценки) хода реализации подпрограммы госпрограммы РФ «Управление государственными финансами» при представлении отчетов об исполнении федерального бюджета при проведении мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета при проведении мониторинга в сфере закупок в ходе внутренней оценки качества контрольной деятельности в рамках общественного контроля (публичная отчетность) 20 Требования к составлению и представлению годовой отчетности
21 21 Организация ведомственного (внутреннего) контроля (аудита) в федеральных органах государственной власти (текущее состояние) По состоянию на насчитывается 112 федеральных органов государственной власти и особо значимых бюджетных учреждений. Федеральные органы государственной власти имеют территориальные органы и учреждения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Фактическая/Штатная численность человек в федеральных органах государственной власти с учетом территориальных органов составляет 478/536 тыс. человек. Фактическая численность сотрудников подразделений и должностей специалистов, исполняющих функции внутреннего контроля, в центральных аппаратах главных администраторов средств федерального бюджета составляет от 1 до 67 штатных единиц. Укомплектованность подразделений внутреннего контроля составляет от 20 % до 74,4 %. Ведомственный финансовый контроль неэффективен
22 Внутренний контроль и аудит: Три линии защиты Управленческий контроль (контроль по уровню подчиненности) Расследования нарушений Противодействие коррупции и мошенничеству Управление рисками Ведомственные проверки (ревизии) ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ Руководство ведомства Минфина
23 Бюджетные полномочия главных администраторов бюджетных средств (вне сферы госфинконтроля) (1) Внутренний финансовый контроль Контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета Контроль направлен на: o соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам ; o осуществление мер по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств ГАИФ ГРБС ГАД Внутренний финансовый аудит ГРБСГАД ГАИФ Аудит в целях: o выражения мнения о надежности внутреннего финансового контроля ; o подтверждения достоверности бюджетной отчетности ; o подготовки предложений по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств. С правом обособления функций в отдельных структурных подразделениях 23
24 24 Внутренний контроль (управленческий и операционный контроль) Подведомственный УБП Операция 1Операция 2 СП 1СП 2 Контроль 2 уровня Контроль 1 уровня Контроль 1 уровня Мониторинг Контроль 3 уровня Руководитель СП 3 Контроль 4 уровня Руководитель ГРБС (РБС) Мониторинг Контроль 5 уровня ГРБС (РБС) Операция 3 Пример: камеральные проверки (санкционирование) операций при составлению и представлению бюджетной отчетности
25 25 Внутренний финансовый аудит В настоящее времяПредлагается Характеристики Ведомственный финансовый контроль (приказ 146н) Внутренний финансовый аудит (Постановление) НезависимостьНе обязательна Обязательная функциональная независимость Область применения Подведомственные РБС и ПБС в части использования бюджетных средств, ведения учета и отчетности Все финансово-хозяйственные процедуры в системе главного администратора бюджетных средств (включая бюджетное планирование, закупки, администрирование доходов бюджета) Планирование контроля (аудита) Предусмотрено на основе общих нечетких критериев Планирование на основе оценки рисков предварительные встречи, анкетирование должностных лиц объектов аудита Документирование и отчетность Результаты проверки оформляются актом; Годовая отчетность Результаты проверки оформляются актом; Обязательная годовая отчетность о результатах деятельности Результаты Представления (предписания), уведомления руководства о нарушениях - определение условий и причин нарушений не обязательно Рекомендации по совершенствованию внутренних процедур и контроля за ними
26 Эволюция ведомственного финансового контроля 26 Ведомственный финансовый контроль ГРБС (статья 269 БК РФ в редакции БК до ) Внутренний финансовый аудит Финансовый аудит бюджетных и автономных учреждений Мониторинг деятельности бюджетных и автономных учреждений ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ: Ст Бюджетного кодекса в редакции законопроекта, ст. 6 Федерального закона 83-ФЗ
27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 27 Бычков Станислав Сергеевич р.т. 8(495) Оперативная информация на сайтах: реформа/Рабочая группа по госфинконтролю
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.