Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИрина Долгова
1 Понятие, его общая характеристика. Виды понятий.
2 1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. 2. Виды понятий. Отношения между понятиями.
3 Понятие – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в одном или нескольких существенных признаках Понятие – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в одном или нескольких существенных признаках
4 Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
5 Существенные признаки- это необходимо принадлежащие предмету признаки, выражающие его внутреннюю природу, его сущность Существенные признаки- это необходимо принадлежащие предмету признаки, выражающие его внутреннюю природу, его сущность
6 Несущественные признаки – могут принадлежать или не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности Несущественные признаки – могут принадлежать или не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности
7 Предмет- это конкретные вещи, явления процессы, существовавшие, существующие или возможные в будущем, а также их свойства, связи Предмет- это конкретные вещи, явления процессы, существовавшие, существующие или возможные в будущем, а также их свойства, связи
8 Понятия образуются на основе представлений образов предметов и явлений действительности, а также их признаков, являясь их обобщением. Понятия образуются на основе представлений образов предметов и явлений действительности, а также их признаков, являясь их обобщением. На основе понятий создаются идеальные (идеализированные) аналоги, модели предметов и явлений действительности. На основе понятий создаются идеальные (идеализированные) аналоги, модели предметов и явлений действительности.
9 Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов естественного языка: «дом», «человек» или словосочетание: «столица государства», «гражданское общество» Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов естественного языка: «дом», «человек» или словосочетание: «столица государства», «гражданское общество»
10 Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания называются терминами. Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания называются терминами.
11 К числу основных способов образования понятий относят: К числу основных способов образования понятий относят:АнализСинтезСравнениеАбстрагированиеОбобщение
12 Анализ –мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков Анализ –мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков
13 Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа. Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.
14 Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам
15 Абстрагирование –мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других Абстрагирование –мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других
16 Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии
17 Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение – логические приемы, которые взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результат – мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение – логические приемы, которые взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результат – мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.
18 Логическая структура понятия Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем
19 Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии
20 Так в содержании понятия "логика" - наука о законах и формах правильного мышления, можно выделить признаки "быть наукой", "быть связанным с мышлением" - общие признаки, неотличительные, "изучать законы и формы мышления" - еще один неотличительный признак, хотя и менее общий. Наконец, "изучать правильное мышление" (как это было определено выше) - отличительный признак. Эти признаки являются существенными в отношении логики как науки. Так в содержании понятия "логика" - наука о законах и формах правильного мышления, можно выделить признаки "быть наукой", "быть связанным с мышлением" - общие признаки, неотличительные, "изучать законы и формы мышления" - еще один неотличительный признак, хотя и менее общий. Наконец, "изучать правильное мышление" (как это было определено выше) - отличительный признак. Эти признаки являются существенными в отношении логики как науки.
21 Объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии Объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии
22 Так объемом понятия "дом" являются все дома, которые только мыслит человек. Элементами являются при этом отдельно взятые конкретные дома, например, Дом Правительства. Подклассами являются некоторые разновидности домов - кирпичные дома, панельные дома, одноэтажные или многоэтажные дома, и т.д. Так объемом понятия "дом" являются все дома, которые только мыслит человек. Элементами являются при этом отдельно взятые конкретные дома, например, Дом Правительства. Подклассами являются некоторые разновидности домов - кирпичные дома, панельные дома, одноэтажные или многоэтажные дома, и т.д.
23 Виды понятий: а) по количественному признаку (по объему): единичные, общие, регистрирующие (нулевые исчислимые), нерегистрирующие (неисчислимые ) единичные, общие, регистрирующие (нулевые исчислимые), нерегистрирующие (неисчислимые ) б) по качественному признаку (по содержанию): утвердительные, конкретные, соотносительные, собирательные, утвердительные, конкретные, соотносительные, собирательные, отрицательные, абстрактные, безотносительные, разделительные отрицательные, абстрактные, безотносительные, разделительные
24 Единичными понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе «Мастера и Маргариты» Единичными понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе «Мастера и Маргариты»
25 Общими понятиями являются те, в которых мыслится множества предметов. Общими понятиями являются те, в которых мыслится множества предметов. Общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и «столы» одинаково выражают общее понятие о столе. Общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и «столы» одинаково выражают общее понятие о столе.
26 Пустые (нулевые) понятия это понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Понятия о сказочных или фантастических, мифологических объектах тоже являются пустыми понятиями («сирена», «русалка», «конек-горбунок», «минотавр» и пр.). Пустые (нулевые) понятия это понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Понятия о сказочных или фантастических, мифологических объектах тоже являются пустыми понятиями («сирена», «русалка», «конек-горбунок», «минотавр» и пр.).
27 Регистрирующие (исчислимые) понятия отражают поддающуюся исчислению область (множество, класс) предметов. Например, «дни недели», «времена года» и пр. Регистрирующие (исчислимые) понятия отражают поддающуюся исчислению область (множество, класс) предметов. Например, «дни недели», «времена года» и пр.
28 Нерегистрирующие (неисчислимые) все те понятия, объемы которых фактически не поддаются точному исчислению. Это такие предельно широкие понятия, как «количество», «качество», «мера» и пр., такие общие понятия, как «дерево», «река», «человек» и пр., абстрактные понятия «белизна», «кривизна» и др. Нерегистрирующие (неисчислимые) все те понятия, объемы которых фактически не поддаются точному исчислению. Это такие предельно широкие понятия, как «количество», «качество», «мера» и пр., такие общие понятия, как «дерево», «река», «человек» и пр., абстрактные понятия «белизна», «кривизна» и др.
29 Утвердительными (положительными) понятиями являются те, которые отражают наличие какого-то признака у предмета. Положительными понятиями могут быть как общие. так и единичные, пустые. «Проницательность», «грамотные люди», «сказочные герои». Утвердительными (положительными) понятиями являются те, которые отражают наличие какого-то признака у предмета. Положительными понятиями могут быть как общие. так и единичные, пустые. «Проницательность», «грамотные люди», «сказочные герои».
30 Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием; формируются они простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не»: «не-роза», «не-студент» и пр. Общеупотребимое понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим. Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием; формируются они простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не»: «не-роза», «не-студент» и пр. Общеупотребимое понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим.
31 Собирательные понятия специфичны, специфичны потому, что содержанием своим отражают определенное (строгое или не строгое) количество однородных предметов как нечто целое, например: «созвездие», «учебный класс», «группа», «взвод», «Волосы Вероники» и т. п. Собирательные понятия специфичны, специфичны потому, что содержанием своим отражают определенное (строгое или не строгое) количество однородных предметов как нечто целое, например: «созвездие», «учебный класс», «группа», «взвод», «Волосы Вероники» и т. п.
32 Разделительные понятия понятия, содержанием своим относимые к каждому в отдельности предмету множества (группы, класса), например: «всякий», «каждый» и пр. Разделительные понятия понятия, содержанием своим относимые к каждому в отдельности предмету множества (группы, класса), например: «всякий», «каждый» и пр.
33 Конкретными понятиями являются те, которые отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п. Конкретными понятиями могут быть любые утвердительные как общие, так и единичные, и даже пустые понятия. Конкретными понятиями являются те, которые отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п. Конкретными понятиями могут быть любые утвердительные как общие, так и единичные, и даже пустые понятия.
34 Абстрактными в логике считаются те понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «человечность», «вечность» и пр. Абстрактными в логике считаются те понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «человечность», «вечность» и пр.
35 Соотносительными понятиями в логике считаются те, которые содержанием своим требуют обязательного соотношения, соотнесения с другими понятиями, например: «копия», «больше», «хуже», «между» и др. Соотносительными понятиями в логике считаются те, которые содержанием своим требуют обязательного соотношения, соотнесения с другими понятиями, например: «копия», «больше», «хуже», «между» и др.
36 Безотносительными понятиями являются все те, которые мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Такими понятиями могут быть и утвердительные, и отрицательные, и конкретные, и абстрактные, и общие, и единичные, и др., кроме соотносительных. Безотносительными понятиями являются все те, которые мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Такими понятиями могут быть и утвердительные, и отрицательные, и конкретные, и абстрактные, и общие, и единичные, и др., кроме соотносительных.
37 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Виды понятий находятся между собой в определенных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости. Виды понятий находятся между собой в определенных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости.
38 В отношении сравнимости находятся те понятия, в объеме или содержании которых имеется что-то общее: «человек» и «студент», «право» и «мораль». В отношении сравнимости находятся те понятия, в объеме или содержании которых имеется что-то общее: «человек» и «студент», «право» и «мораль».
39 Круги, с помощью которых изображаются логические классы, называются кругами Эйлера. Круги, с помощью которых изображаются логические классы, называются кругами Эйлера.
41 В отношении несравнимости находятся те понятия, ни в объеме ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и «совесть», «любовь» и «чернильница» В отношении несравнимости находятся те понятия, ни в объеме ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и «совесть», «любовь» и «чернильница»
42 Среди сравнимых понятий легко выделяются понятия, которые находятся в отношении совместимости и несовместимости Среди сравнимых понятий легко выделяются понятия, которые находятся в отношении совместимости и несовместимости
43 Совместимые понятия те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен». В логике часто опираются только на один из этих элементов - на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе понятий. Совместимые понятия те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен». В логике часто опираются только на один из этих элементов - на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе понятий.
44 Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении несовместимости) являются те, объемы которых полностью не совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» «прокурор», «зеленый» «красный» и т. п. Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении несовместимости) являются те, объемы которых полностью не совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» «прокурор», «зеленый» «красный» и т. п.
45 Соотношения между сравнимыми понятиями СовместимыеНесовместимые РавнозначностьСоподчинение ПересечениеПротивоположность ПодчинениеПротиворечие
46 Отношение между элементом и логическим классом называется принадлежностью элемента классу: а А ("где А - класс, а - элемент, - символ отношения принадлежности). Отношение между классом и его подклассом называется включением класса в класс: В А (где А - класс, В - подкласс, - символ включения подкласса в класс). Отношение между элементом и логическим классом называется принадлежностью элемента классу: а А ("где А - класс, а - элемент, - символ отношения принадлежности). Отношение между классом и его подклассом называется включением класса в класс: В А (где А - класс, В - подкласс, - символ включения подкласса в класс).
47 Связь объема и содержания понятия выражается определенным законом - законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Связь объема и содержания понятия выражается определенным законом - законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
48 Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия - это закон, согласно которому, чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот, чем меньше объем понятия, тем больше его содержание. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия - это закон, согласно которому, чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот, чем меньше объем понятия, тем больше его содержание.
50 ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ К операциям с понятиями (или над понятиями) относят отрицание, умножение, сложение, вычитание, обобщение, ограничение, деление и определение. К операциям с понятиями (или над понятиями) относят отрицание, умножение, сложение, вычитание, обобщение, ограничение, деление и определение.
51 Операции - самая важная (порой и самая сложная) часть учения о понятии, затрагивающая либо один элемент понятия, либо оба сразу. Операции - самая важная (порой и самая сложная) часть учения о понятии, затрагивающая либо один элемент понятия, либо оба сразу.
52 Задание к практическому занятию Изучить различные логические операции с понятиями Изучить различные логические операции с понятиями Подготовить собственные примеры, иллюстрирующие данные операции Подготовить собственные примеры, иллюстрирующие данные операции
53 Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.