Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Малашкина
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, мордовского) Конспект НОД для детей средней группы (образовательная область «Познание») Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Настина В.Г. Атемар 2013
3 Цели: 1. Формировать представления детей об особенностях национальных костюмов (русского, мордовского), показать сходство и различие в облике разных народов, различия в языке. 2. Развивать интерес к другим народам, их одежде, языку, быту, обычаям и традициям. 3. Воспитывать патриотические чувства. Задачи: 1. Закрепить знание русских народных сказок. 2. Воспитывать интерес и любовь к мордовским народным песням, играм. 3. Учить отличать мордовский орнамент от русского и отражать его элементы в рисунке. 4. Развивать потребность и желание детей приобретать новые знания о людях другой национальности. Методические приемы: показ, объяснение, практические действия, игровой и сюрпризный момент, нетрадиционная техника рисования – печать по трафарету, слушание мордовской песни «Луганясо Келунясь». Материал: куклы в национальных костюмах (русский, мордовский), запись мордовской песни «Луганясо Келунясь». Предварительная работа: чтение русских, мордовских сказок; рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей; игра «Давай поприветствуем друг друга». Словарь: шуба, эрзя, мокша, сорока, пулай, панар, карть, кемть.
5 Структура НОД Этапы НОДКраткое содержаниеВремя 1 Организационный момент Подготовка к НОД2 мин 2 Основная часть: 1. Подготовка детей к изучению нового материала. 2. Раскрытие содержания материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности. 3. Физминутка. 4. Организация активной самостоятельной практической деятельности Вводная беседа. Объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями. Мордовская народная игра «Петушки». Украшение варежки элементами мордовского орнамента 16 мин 3 Заключительная частьЗакрепление2 мин
7 Ход НОД 1 этап – организационный (2 мин.) Дети средней группы входят в зал, здороваются. Воспитатель. Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, поздороваемся с ними. 2 этап – основная часть (16 мин.) В: Ребята, вы любите сказки? А помните сказку «Маша и медведь»? К нам сегодня в гости пришла Машенька. Посмотрите, Маша сегодня принарядилась. Обратите внимание, во что она одета (в сарафан, на голове кокошник). Посмотрите внимательно, каким узором украшен сарафан у Машеньки (цветочки, листочки, полоски). А как вы думаете, в чем Машенька зимой ходит в гости? В какой одежде? (в шубе, валенках, в шапке). - Давайте обуем и оденем Машеньку в зимнюю одежду (одевают). (Пока дети заняты, в группу входит кукла-мордовочка). М: Здравствуйте. Меня зовут Мазыйка (красавица). Я к вам долго собиралась. Смотрите, какой у меня красивый наряд. Мой головной убор называется сорока, платье мое называется панар, а на поясе у меня – пулай. Со своей мамой я разговариваю на другом языке, мордовском эрзя, каждое утро я ей говорю не «доброе утро», а «шумбрачи, авай». Хотите научиться здороваться по-мордовски? (дети здороваются: -Шумбрат, Настя! - Шумбрат, Егор! - Шумбратадо, эйкакшт!) М: А хотите поиграть в мордовскую народную игру?
9 Игра «Петушок» Действующие лица: петушок клушка цыплята (петушок и клушка выбираются их детей) Содержание и условия игры: На игровой площадке отгораживается цыплятник для плененных цыплят. Клушка выводит своих цыплят на лужок. Цыплята держат друг друга за талию. Так Клушка доходит до Петушка, который, присев на корточки, роет ямку. Клушка: Тон мезе чуват? Петушок: Ямине. Клушка: Мезе тосто вешнят? Петушок: Кевне. Клушка: Мезекс теть кевнесь? Петушок: Судынем човсемс. Клушка: Мезекс теть судынеть човсемс? Петушок: Чтобу ципакат клюкамс. С последними словами Петушок бросается на цыплят и старается поймать более крепкого цыпленка, так как, по условиям игры, пойманный цыпленок должен помогать Петушку ловить своих собратьев. Клушка защищает своих цыплят, широко расставив крылья. Пойманные цыплята запираются в цыплятнике. Игра идет до тех пор, пока все цыплята не будут переловлены.
11 М: Я знаю красивую мордовскую песню «Луганясо Келунясь». Давайте послушаем ее. (Звучит запись песни, дети слушают.) В: Давайте Мазыйке в подарок приготовим красивые варежки (на заранее приготовленных бумажных заготовках дети печатают по трафарету элементы мордовского орнамента: ступенька, галочка, крест). 3 этап – заключительный (2 мин.) В: Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете, он русский или мордовкий? (мордовский, потому что на голове сорока, на поясе – пулай. Узор на костюме – мордовский). В: А наши гости Машенька и Мазыйка хотят погостить у нас, поиграть с нами, познакомиться со всеми ребятами.
13 Список литературы: 1.В.С. Брыжинский. Сиянь рисьминеть – серебряные цепочки: эрзянь ды мокшонь народонь налксемат ды киштемань кирькс кужот. – Саранск: Мордовское книжное издательство Мордовский народный костюм (сост. Т.П. Прокина и М.И. Сурина). - Саранск, Программа «Валдоня» (национально-региональный компонент в ДОУ)
14 Самоанализ НОД По познавательному развитию в средней группе МБДОУ «Атемарский детский сад 1 «Теремок». Воспитатель: Настина Валентина Григорьевна В группе 22 ребенка. НОД проводилась по подгруппам из 11 человек. Разрабатывая НОД, учитывались индивидуальные особенности детей для доступного восприятия материала. Тема НОД – «Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, мордовского)». Она проводилась в виде ознакомления и сравнения детьми русского и мордовского костюма, их отличительных особенностей, орнамента. Цели: 1. Формировать представления детей об особенностях национальных костюмов (русского, мордовского), показать сходство и различие в облике разных народов, различия в языке. 2. Развивать интерес к другим народам, их одежде, языку, быту, обычаям и традициям. 3. Воспитывать патриотические чувства. Задачи: 1. Закрепить знание русских народных сказок. 2. Воспитывать интерес и любовь к мордовским народным песням, играм. 3. Учить отличать мордовский орнамент от русского и отражать его элементы в рисунке. 4. Развивать потребность и желание детей приобретать новые знания о людях другой национальности. Поставленная триединая дидактическая цель, раскрытая в программных задачах, была достигнута в ходе НОД. Использовались методы и приемы для полноценного освоения материала и для достижения поставленных целей: наглядные (куклы в национальных костюмах), словесные (прослушивание народной песни, мордовская игра), творческие (украшение, варежки элементами мордовского орнамента). Тип НОД – комплексная. Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия; учитывается смена поз детей, двигательная активность. Содержание основано на программных требованиях комплексной программы «Детство» и региональной программы «Валдоня».
15 Рецензия на НОД НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского и мордовского)» провел воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Атемарский детский сад 1 «Теремок» Настина В.Г. Актуальность темы состоит в том, что культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа. И даже если человек другой национальности, но живет среди данного народа, он обязан знать культуру этого народа. Мы живем в Мордовии, коренной народ здесь – мордва. Но русским детям тоже интересно знать о культуре мордвы. задачи, обозначенные педагогом на этой НОД, охватывают вопросы этнокультурного воспитания детей. Данная НОД основана на знакомстве детей с особенностями мордовского и русского орнамента, сопровождаемое показом кукол в национальных костюмах. Следует отметить грамотный подбор материала (игра, мордовская песня), расширяющего кругозор дошкольника. Во время подведения итога НОД детям предложено было самим догадаться, русский или мордовский костюм на воспитателе. Дети правильно назвали основные отличия мордовского костюма от русского. Воспитатель использовал такие формы работы, как показ, практические действия, нетрадиционную технику рисования – печать по трафарету, слушание песни, мордовскую игру. Учитывая вышеизложенное, считаю, что цели и задачи, поставленные педагогом, достигнуты. Старший воспитатель Захарова Т.Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.