Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГерасим Лешуков
1 организация и содержание планируемые и достигаемые результаты Кадровые Финансовые Материально -технические реализуемые результаты К структуре образо- вательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ ССтандарт как совокупность Стандарт как совокупность трех систем требований тандарт как совокупн
2 Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
3 Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ 1. Предметные результаты образовательной деятельности - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. 2. Метапредметные результаты - способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 3. Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
5 Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
6 Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года) «Приоритет начального общего образования – формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения». (Федеральный компонент государственного стандарта )
9 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
10 Теоретико-методологическая основа программы УУД Культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский) Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) Учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин) Теория «задач развития» (Р.Хевигхерст)
12 Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
13 Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
14 Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания; - усвоения знаний, умений и навыков;
15 Задачи формирования УУД Обеспечить СМЫСЛ учебной деятельности для учащихся и развитие УЧЕБНОЙ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. СМЫСЛ – отношение мотива и цели – Возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности
16 Программа формирования универсальных учебных действий устанавливает ценностные ориентиры образования; определяет состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному, основному и полному общему образованию.
17 ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие) Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество, интериоризация) Познавательные (общеучебные, включая знаково- символические; логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
18 Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение
19 Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;
20 Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей
21 Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
22 Программа развития УУД в начальной школе. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения Итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Дифференциация способа и результата действия Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
23 Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
24 Программа развития УУД в начальной школе. Познавательные УУД Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям Установление причинно-следственных связей Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Установление аналогий Общий прием решения задач
25 Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
26 Программа развития УУД в начальной школе. Коммуникативные УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Умение задавать вопросы Умение контролировать действия партнера Умение использовать речь для регуляции своего действия Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог
27 Аспекты коммуникативной деятельности Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации
28 Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника)
29 Коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)
30 Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)
31 Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
32 От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД
33 Задачи формирования УУД Определить ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ ОСНОВУ каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД
34 Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; дать образец требуемого результата, Задать последовательность операций действия. Схема ориентировки должна быть представлена внешним образом (например: схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий
35 Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации усвоения. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.
36 Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо: предусмотреть последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально-понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.).
37 Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр. Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению
38 Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
39 Задачи формирования УУД Определить связи каждого УУД с содержанием предметной дисциплины. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД с учетом возрастных особенностей применительно к предметной дисциплине.
42 Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
43 Свойства УУД Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
44 Уровень (форма) действия Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: - в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; - действие в словесной, или речевой, форме; - действие в уме умственная форма действия.
45 Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития. Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
46 Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.
47 Критичность действия определяет меру осознания действия в его. Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.
49 Уровни сформированности учебных действий 1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения. 2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму). 3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия). 4. Адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем). 5. Самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия). 6. Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
50 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.