Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИван Шебалин
1 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Эффективность и их ограничения
3 Модель моральных принципов В основе – представление о том, что использование ПАВ является аморальным и нарушающим этические нормы поведения. Этот подход используется в периоды активных социальных движений и наиболее сильного социального контроля индивидуального поведения.
4 Модель запугивания Основана на убеждении, что население можно заставить не злоупотреблять наркотиками, если информационные кампании начнут подчеркивать опасность такого поведения. Условием эффективности данной стратегии является поступление устрашающей информации от источника, в отношении которого у реципиента отсутствует критика, как например, при работе с младшими школьниками.
5 Модель фактических знаний Когнитивная или информационная модель: Предполагает предоставление потенциальным потребителям ПАВ реальных фактов о наркотиках и последствиях их употребления, позволяя им сделать в отношении наркотиков выбор, основанный на объективной информации. Данный подход чаще используется в информационных программах снижения вреда, когда невозможно удержать молодого человека от потребления психоактивного вещества.
6 Модель аффективного обучения Программы в рамках этой модели направлены на коррекцию некоторых личностных дефицитов, предрасполагающих к употреблению ПАВ и формированию наркозависимости: нарушения самооценки; определения и осознания ценностей; неразвитость навыков принятия решений; преодоления и сокращения тревоги; решения проблем в межличностном общении, распознавания социального давления (манипуляции) и ответа на него. Профилактический смысл программ аффективного обучения состоит в том, чтобы «научить подростков регулировать эмоциональное состояние, не прибегая к формам саморазрушающего поведения».
7 Модель улучшения здоровья Основана на понимании того, что состоянием своего здоровья и благополучия человек способен управлять сам. (Bandura A., 2000, Lazarus R., 1980). Строится на развитии альтернативных привычек: спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.д., препятствующих употреблению ПАВ и развитию других форм аддиктивного поведения. Вторая центральная идея- необходимость иметь адекватные знания о факторах риска и рискованных формах поведения для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения.
8 Модель альтернативной деятельности Основные идеи программ альтернативной направленности: - Потребность в риске и поиске ощущений удовлетворяется через участие в специфической активности - например, путешествие с приключениями, которая вызывает как волнение, так и предполагает преодоление различного рода препятствий среды; вовлечение в экстремальные виды спорта – прыжки с парашютом, сноуборд и т.д.; - Поощрение участия во всех видах специфической активности; - Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своей жизненной позиции.
9 Модель альтернативной деятельности К альтернативным относятся мероприятия, которые отвечают следующим основным требованиям: 1. Мероприятия проводятся молодежью и для молодежи в свободное время; 2. Участие в этих мероприятиях только добровольное; 3. В этих мероприятиях используются не столько информационные и образовательные технологии, сколько те, которые связаны с позитивной активностью молодежи и не упоминают впрямую о психоактивных веществах; 4. Мероприятия, в планирование и организацию которых наряду с профессионалами вовлечена молодежь.
10 Модель обучения жизненным навыкам Цель программ развития жизненных навыков – повысить устойчивость подростков к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению наркотиков, а также повысить индивидуальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков имеют три компонента: 1. Информационный. Изложение информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. 2. Формирование личных навыков управления своим поведением: фокусировка на выборе жизненного стиля, разработка планов самосовершенствования, развитие самооценки, развитие социальной чувствительности и личностного контроля; обучение стратегиям принятия решений; устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников; обучение навыкам снижения тревоги, психосоматической саморегуляции и релаксации 3. Обучение социальным навыкам ( коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа от предложения употребить психоактивное вещество, навыкам отстаивания своей позиции, личных границ)
11 Модель мотивации Основана на представлениях том, что если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно, он обречен на психическую и социальную дезадаптацию. При этом резко увеличивается риск приобщения его к наркотикам и другим ПАВ. В связи этим необходима работа с мотивацией на позитивное изменение и развитие. Эта работа актуальна на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более на этапе его выздоровления.
12 Модель социальной поддержки Социальная поддержка рассматривается как информация, приводящая субъекта к убеждениям, что его любят, ценят, о нем заботятся, он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства Выделяют 4 типа социальной поддержки: 1. Эмоциональная (интимная) – забота о другом, доверие и сопереживание ему; 2. Инструментальная (материальная) – финансовая помощь, помощь коллег по работе, друзей и т.д.; 3. Информационная – содействие в разрешении проблем путем предложения важной информации, совета; 4. Обратная связь (поддержка в форме оценки) - оценка поведения, эффективности разрешения проблемы и т.д.
13 Модель социальной поддержки Описывается несколько механизмов сохранения психологического и физического здоровья путем социальной поддержки: 1. Социальные сети обеспечивают отдельных своих членов регулярными позитивными переживаниями и комплексом стабильных, социально одобряемых обществом ролей. Социальная поддержка создает чувство предсказуемости и стабильности, признание значимости индивида. 2. В ситуации стресса выраженная социальная поддержка «амортизирует» негативное воздействие стресса на человека. 3. Высокая социальная поддержка повышает самооценку, которая определяет сохранение здоровья.
14 Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). «Копинг» или «преодоление стресса, совладание с ним» рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, которые удовлетворяют этим требованиям. Копинг-стратегии связаны с использованием ресурсов личности или ресурсов среды. Личностные копинг-стратегии реализуются несколькими путями: 1. Устранить или изменить влияние стрессора (активное копинг-поведение, преодоление); 2. Снизить эмоциональное возбуждение раньше, чем изменится ситуация (пассивное копинг-поведение, избегание). Личностные копинг-ресурсы - это Я-концепция, эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, локус контроля и др. Социальные копинг-стратегии – это социальная поддержка, обеспечиваемая членами семьи, друзьями и другими значимыми лицами, социальными сетями в целом.
15 Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Исходя из теории копинг-поведения можно предполагать, что употребление ПАВ более вероятно, когда интенсивность стрессора велика, а копинг-ресурсы истощены. Опора на наркотик, как копинг-механизм, может принести временное облегчение в ситуации стресса, но препятствует развитию альтернативных копинг-механизмов, приводит к конфликтам, юридическим проблемам и ухудшению здоровья.
16 Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). В связи с этим в профилактических программах необходимо ставить задачи по развитию адаптивного функционального копинг-поведения (обеспечивающего здоровье и резистентность к стрессу) путем: - развития стратегии разрешения проблем; - развития и модификации когнитивного компонента поведения (развитие внутреннего локуса контроля над средой, управление ситуацией и выбором, противодействие давлению среды, развитие самоконтроля, самоэффективности, соамоуважения; развитие преобладания мотивации на достижение успеха над мотивацией на избегание неудачи; развитие позитивной Я-концепции и формирование зрелого стиля мышления); - развития социально-поддерживающей системы и социально- поддерживающего процесса при взаимодействии личности и среды; - модификации стратегии избегания; - развития когнитивной оценки стрессовых и проблемных ситуаций (переоценка стрессогенных препятствий); - развития навыков эмпатии (много компонентный процесс, включающий навыки межличностной коммуникации, альтруизм, мораль, способность понимать другого, уменьшение эгоцентической позиции и т.д.), аффилиации (стремление человека быть в обществе других людей) и социальной компетентности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.