Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНина Нижегородцева
1 А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс Учитель русского языка и литературы Н.М. Рыжкова
2 История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
3 Смысл названия пьесы Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
4 Новаторство А.М.Горького Новаторство А.М.Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
5 Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.
6 Проблематика драмы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
7 Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт :что важнее для человека – ложь или правда? Философский конфликт :что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
8 Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни условиями, царящими в обществе. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру
9 Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.
10 Барон Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем- нибудь я родился… а?» Барон В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.
11 Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер Э. Рейхер. Спектакль "Kleines Theater", Берлин.
12 Настя Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего, где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя О. Книппер. Московский Художественный театр.
13 Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия..
14 Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького
15 Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.
16 Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра
17 Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Философия Луки Философия Сатина Философия автора
18 Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.
19 Философия Сатина Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.
20 Философия автора Философия автора А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
21 Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький А.М.Горький Вечный вопрос?.. А.М.Горький
22 Использованные материалы: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»); Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»);
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.