Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГлеб Сильвестрович
1 Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся Тематический педсовет 2010 год
2 Цели: Управленческие: выявление готовности к инновационной деятельности; определение приоритета в применении педагогических технологий. Методические: сообщение о достижениях современной педагогики; развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект; использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ; применение прогрессивных образовательных технологий
3 План педсовета Установочное сообщение. Доклад «Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся». Ролевая игра «Защита инноваций». Итоговая рефлексия.
4 Проблемное обучение как средство развития мыслительных способностей учащихся План 1. Из истории проблемного обучения. 2. Концептуальные основы проблемного обучения. 3. Функции проблемного обучения. 4. Проблемная ситуация как начало и источник творческого мышления. 5. Методы проблемного обучения.
5 Из истории проблемного обучения Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи ( ). учебный план игровая и трудовая деятельность инстинкты для обучения: социальный конструирования художественного выражения исследовательский источники познания слово произведения искусства технические устройства
6 В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены. В е годы XX века педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер США, В. Оконь Польша; в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.
7 Концептуальные основы проблемного обучения И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России, под проблемным обучением понимал решение учащимся (под руководством учителя) новых для него познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы. В современной практике проблемное обучение могут определять и как «особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция». В теории М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
8 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
9 Функции проблемного обучения -развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; -усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; -формирование всесторонне развитой личности Специальные функции -воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); -воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; -формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); -формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей
10 Основная цель и функция проблемного обучения - развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала Знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти учащегося
11 Знания важны лишь в том случае, если учащийся сможет их применить на практике, сможет решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность
12 1.При проблемном обучении существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. 2.Групповая организация работы учащихся в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме. 3.Повышается мотивация учащихся. Дополнительные функции проблемного обучения
13 Проблемная ситуация как начало и источник творческого мышления Мышление - это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания. Оно включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
14 Основные компоненты проблемной ситуации : 1) неизвестные знания; 2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к открытию нового.
15 Способы создания проблемных ситуаций: 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических заданий. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка. 6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы. 9. Организация межпредметных связей. 10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
16 Методические приемы создания проблемных ситуаций - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.