Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнга Однодворцева
1 Задачи, связанные с введением ФГОС ООО или Что значит ввести стандарт?
2 Введение ФГОС и повышение качества образования – это тождественные вещи? Если мы отвечаем «да», то задача переформулируется: мы не вводим ФГОС, а повышаем качество образования в нашей школе. А вот то, как описывается качество образования, мы берем из стандарта.
3 Качество образования Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами (из Глоссария на сайте В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» (из статьи «Как оценивать качество образования» на сайте академика РАО А.М. Новикова
4 Мы можем принять, что качество образования выражается в образовательных результатах ФГОС: Личностных; Метапредметных; Предметных.
5 Метапредметные результаты образования регулятивные (определение целей и задач обучения, планирование, коррекция и контроль); коммуникативные (продуктивное взаимодействие с другими людьми); познавательные (логические умения, использование знаков, символов, моделей для решения задач); читательские (понимание, интерпретация и оценка текстов); ИКТ-компетентности; рефлексивные (самоконтроль, самооценка); речевые.
6 Предметные результаты образования система предметных знаний; владение специфическим предметным языком (понятийный аппарат, терминология); знакомство с методами соответствующих наук (методом познания); способность применять знания и умения: для решения задач, в т. ч. практических, объяснения явлений, анализа информации.
7 Личностные результаты образования патриотизм, толерантность, социальная активность и социальная ответственность, стремление к саморазвитию, готовность к сотрудничеству, нравственные качества, стремление к здоровому образу жизни, экологическая культура, семейные ценности, эстетическое чувство.
8 Общую задачу введения стандарта в ОУ можно представить в двух формах: Задача MIN и Задача MAX Задача MIN (формальная) Задача MAX (по существу) Для руководите- лей Написать ООПРазработать и запустить ООП, опирающуюся на реальные возможности и особенности школы Для учителей Написать рабочую программу по своему предмету Строить процесс обучения, направленный на достижение образовательных результатов ФГОС
9 Задача MAX – это взгляд на введение ФГОС в школе как на проект, или набор проектов. Проект: цель – ресурсы – сроки – результат (продукт) Например: Система оценки достижения планируемых результатов образования – составная часть ООП. Ее создание в вашей школе может быть проектом. Результат (продукт) – сама система
10 Другие примеры Создание (или модернизация) системы воспитания и социализации – тоже может быть проектом. Продукт – сама эта система, а ее функционирование описывается в программе воспитания и социализации (часть ООП). Создание (или модернизация) информационно- образовательной среды школы может быть (а может и не быть) проектом.
11 Итак, что нужно сделать, чтобы ввести ФГОС? «Написать» программы (ООП, развития УУД, по предметам)? Да. Но «писать» мы часто понимаем как «рисовать», т.е. создавать некое бумажное изделие, которое существует само по себе, а реальность – сама по себе. Поэтому важнее другое: Научиться видеть задачи, которые ставит ФГОС, и научиться способам их решения (в том числе и проектным).
12 Что такое основная образовательная программа? Имеется противоречие: с одной стороны, образовательная программа школы должна отражать имеющееся положение дел; это программа, по которой школа уже работает; с другой стороны, основная образовательная программа как средство реализации ФГОС носит перспективный характер и имеет черты программы развития
13 Из примерной ООП: «Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения» Посмотрим с этой точки зрения на отдельные разделы ООП: что просто переносится из примерной ООП, а что реально разрабатывается ОУ (возможно, в форме проекта)?
15 Основная образовательная программа (ООП)
16 Целевой раздел. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования (1.2.2): основы формально-логического мышления, рефлексии; опыт проектной деятельности; основы читательской компетенции; в сфере личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Можно взять целиком из примерной ООП ООО. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Четырех (???) междисциплинарных учебных программ: 1) формирование УУД ( ); 2) формирование ИКТ- компетентности ( ); 3) основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ( ); 4) основы смыслового чтения и работа с текстом ( ); Учебных программ по всем предметам. Компетенция ОУ – разбиение на этапы. Для начала – 5 класс.
17 Целевой раздел. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (1.3) Оценка личностных результатов (ОУ: разработка или адаптация инструментария, разбиение по этапам, 5 класс). Оценка метапредметных результатов: требования к индивидуальному проекту и критерии оценки проектной работы (можно взять целиком из примерной ООП, сс ); оценка планируемых результатов по междисциплинарным программам (ОУ: разработка или адаптация инструментария, разбиение по этапам, 5 класс); оценка в рамках предметов (ОУ: разработка или адаптация инструментария, разбиение по этапам, 5 класс). Оценка предметных результатов (ОУ: адаптация и разработка инструментария, в первую очередь для текущего контроля и промежуточной аттестации). Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (1.3.5). Итоговая оценка выпускника (1.3.6).
18 Содержательный раздел. Программа развития УУД (2.1) Целевой блок программы (см. планируемые результаты). Основные направления формирования и развития УУД в ОУ: организация проектной и исследовательской деятельности, формирование читательской компетентности, формирование и развитие ИКТ-компетентностей (описание реальной или планируемой деятельности ОУ). Диагностический блок программы (см. систему оценки). Взаимосвязь программы развития УУД с программами учебных предметов (ссылка на планируемые метапредметные результаты в программах предметов). Взаимосвязь программы развития УУД с программой воспитания и социализации (ссылка на планируемые личностные результаты программы воспитания и социализации). Этапы формирования и развития УУД (разрабатывается ОУ прежде всего для 5 класса). Опыт ОУ в формировании общеучебных умений и навыков, организации проектной и исследовательской деятельности.
19 Некоторые задачи, связанные с введением ФГОС: Овладение современными технологиями, обеспечивающими достижение образовательных результатов ФГОС. Создание системы формирования и развития УУД (с отражением в соответствующей программе). Создание системы оценки достижения планируемых результатов образования. Организация проектно-исследовательской деятельности. Модернизация системы воспитания и социализации. Создание информационно-образовательной среды. Обеспечение условий реализации ООП (кадровых, материально-технических и др.). Разработка учебного плана, способствующего реализации требований ФГОС. И т.д.
20 С точки зрения решения этих сущностных задач и стоит смотреть на проблему введения ФГОС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.