Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнна Тимина
1 3. Введение в гносеологию 3.1. Познаваем ли мир? 3.2. Процесс познания Мышление, логика, язык Специфика научного познания.
2 Познанием мира называют его духовное освоение, направленное на поиск истины. …истина есть правильно, достоверно установленное соответствие предметов и явлений действительности мышлению познающего человека. Это цель познания. …содержание истины объективно, но по форме выражения истина всегда субъективна, поскольку ее выражают люди. Критерием истины можно считать практику. Практика соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Например, когда мы говорим: «я знаю, что после лета наступает осень» или «я знаю таблицу умножения», мы утверждаем, что, во-первых, наши знания основаны на опыте («так было всегда»), во-вторых, наши знания являются доказательными («дважды два – четыре») и, в-третьих, наши знания являются универсальными («это знает каждый»).
3 Софисты первые в философии обратились к проблеме познающего субъекта, попытались расчистить почву для исследования самого процесса мышления, впервые обратились к проблеме языка. Протагор: «Человек есть мера всех вещей…»
4 1. В чем суть «мифа о пещере» Платона? 2. Объясните учение об «идолах» познания Фрэнсиса Бэкона. 3. Дайте сравнительную характеристику идеалистической диалектики Гегеля и материалистической диалектики. 4. Объясните, в чем суть механистически-отражательной теории познания. 5. В чем суть критики данной теории Дж. Беркли? 6. Как формируются комплексные представления согласно учению Д. Юма? 7. Почему, по мысли Д. Юма и Э. Маха, познание истинных причин явлений невозможно? 8. В чем суть спора рационалистов и эмпириков?
5 Платон Тени и предметы внутри пещеры соответствуют … ?, мир же снаружи – … ?
6 Бэкон ИДОЛЫ РОДА ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ ИДОЛЫ ТЕАТРА
7 Гегель
8 Энгельс
9 Аристотель Фома Аквинский
10 Локк …идеи происходят … ? На основе внешнего опыта мы получаем идеи … ? и идеи … ? В познании очень важно разделять эти идеи, дабы не поддаться самообману. Беркли
11 Юм Понятие обладает смыслом, лишь если … ?
13 Логика – это … ? Суждения – это … ? ВСЕ ЛЮДИ СМЕРТНЫ Квантор SP Количество ?? Качество ?? Понятие – это … ?
14 Четыре типа суждений общеутвердительные (A), общеотрицательные (E), частноутвердительные (I), частноотрицательные (O) Преподаватель философии - зануда Преподаватели философии - зануды Ни один студент не является доктором наук Каждый охотник желает знать… Некоторые люди невоспитанны Некоторые философы не являются занудами
15 Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе» – Употреблять лекарство – это благо? – Благо. – Ты стремишься к тому, чтобы блага в твоей жизни было больше? – Конечно. – Следовательно, ты должен пить больше лекарств. – Ты лжешь! – Нет, я говорю всегда правду. Ведь что такое ложь? Это то, чего нет на самом деле. Так? – Ну. – Значит, лгать невозможно, поскольку ложь – это то, чего нет.
16 Закон (не)противоречия: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении» «Мэр города». Каждый мэр города живет или в своем городе, или вне его. Был издан приказ о выделении одного специального города, где жили бы только мэры, не жившие в своем городе. Возникает вопрос: где должен жить мэр этого специального города? «Генерал и брадобрей». Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал издал приказ о назначении одного специального солдата-брадобрея, у которого бы брились только те солдаты, которые себя не бреют. Возникает вопрос: у кого должен бриться этот специально выделенный солдат-брадобрей? «Все критяне – лжецы», – сказал Эпименид (сам критянин). Возникает вопрос: он сказал правду или солгал?
17 Закон исключения третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано»
18 Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной» Три мудреца вступили в спор, кто из них более мудр. Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность. «Вы видите, – сказал он, – что у меня 5 колпаков, 3 из них – черные, а 2 – белые. Закройте глаза!» С этими словами он надел каждому мудрецу по черному колпаку, а белые спрятал в мешок. «Можете открыть глаза, – сказал прохожий после этого. – Кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, вправе считать себя мудрым». Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них воскликнул: «На мне – черный!» Как он догадался?
19 Семинар: Платон. «Теэтет» – 4 ч. 1) Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»? 2) Объясните, почему Сократ сравнивал себя с повитухой? 3) Как обосновывается позиция Протагора «человек – мера всех вещей», «нет существования, но есть становление»? 4) Почему позиция Протагора нуждается в критике? 5) Как Сократ доказывает, что знание и ощущение – это не одно и то же? 6) В каком контексте доводы Протагора заслуживают внимания? 7) В чем заключается главное противоречие в утверждении Протагора «человек – мера всех вещей»? Как оно преодолевается? 8) В чем разница между философом и обывателем? Почему в несчастьях обывателя Сократ видит «справедливое возмездие» судьбы? 9) Какие два вида движения выделяет Сократ? Какие следствия вытекают из этого применительно к учению Протагора? 10) Как Теэтет приходит к выводу, что «душа сама по себе наблюдает общее во всех вещах»? Какое следствие из этого утверждения сделал Сократ? 11) Что следует из определения Теэтета о том, что «знание – это истинное мнение»? Как возможно ложное мнение? 12) Какую мысль выражает метафора восковой дощечки? Как с помощью этой метафоры Сократ объясняет природу ложного мнения? 13) Как метафора восковой дощечки объясняет разницу между умным и глупым человеком? 14) Почему выражение «приобретать знания» Сократу кажется более корректным, чем выражение «обладать знанием»? Как Сократ поясняет это на примере владельца голубятни? 15) Как положение о том, что «знание есть истинное мнение с объяснением» Сократ поясняет на примере букв и слогов? 16) О каких (трех) способах объяснения ведет речь Сократ? 17) Какое же определение знания можно считать итогом диалога?
20 1. Индукция – это: а) учение Фрэнсиса Бэкона; б) разновидность силлогизма; в) философское направление; г) вид умозаключения; д) логический закон. 2. По Д. Юму, «естественной религией» является: а) представление об одушевленности материи; б) утверждение о несотворенности мира; в) привычки обыденного сознания; г) обожествление природы; д) религиозная философия. 3. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют… а) теорией; б) экспериментов; в) методом; г) парадигмой.
21 4. Формой рационального познания является: а) ощущение; б) восприятие; в) представление; г) понятие. 5. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными: а) Р. Декартом; б) Г. Гегелем; в) Аристотелем; г) К. Марксом. 6. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об): а) уровнях познания; б) истине; в) форме познания; г) средствах познания.
22 7. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой: а) рефлексию; б) познание; в) практику; г) интроспекцию. 8. С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является… а) отражение объективной действительности в сознании субъекта; б) восприятие субъектом идей как комплексов ощущений; в) восхождение души к Богу; г) припоминание душой идей. 9. Преувеличение значения абсолютной истины есть… а) агностицизм; б) догматизм; в) скептицизм; г) гностицизм.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.