Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАйнур Султангазиева
1 МЕТОДЫ НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2 МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
3 ОБЩЕНАУЧНЫЕ КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ
4 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АБСТРАКЦИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ АБСТРАКЦИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ
5 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ РЕЙТИНГ АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОПРОСЫ РЕЙТИНГ
6 СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИОМЕТРИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГ СОЦИОМЕТРИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГ
7 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАНЖИРОВАНИЕ ШКАЛИРОВАНИЕ ИНДЕКСИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ РАНЖИРОВАНИЕ ШКАЛИРОВАНИЕ ИНДЕКСИРОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ
8 1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы Он предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы. Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т. п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу анализировать по следующим параметрам:
9 как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т. д.; в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить; каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике; как связано данное явление с другими родственными явлениями – основными и побочными; при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;
10 14. Статистический метод В его пределах широко применяются следующие конкретные методики: регистрация – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
11 В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т. п. «Сильные» шкалы – интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т. д. Применение элементарных методов математической статистики для решения наиболее часто встречающихся на практике типовых задач по обработке данных: Замена множества числовых значений измеряемого показателя двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, и их статическая оценка. Определение статистической достоверности различий между двумя однородными показателями. Определение связи между двумя показателями и оценка статистической достоверности (Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М, 1977). Рассмотрим эти задачи в указанной последовательности: 1. Пусть имеется n испытуемых, у которых измеряется некоторая характеристика определенного явления; в результате получается множество числовых значений выбранного показателя: х 1 х 2, х 3... х n В качестве меры центральной тенденции (т. е. величины, вокруг которой группируются Основные градации шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений. Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Представляют собой наименования объектов. Единственная математическая характеристика – принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет... Пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.
12 2. Метод моделирования Он является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т. п.
13 Педагогические наблюдения Непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену или с помощью телекамеры.
14 Беседа Вопросно-ответная беседа и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью, фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т. д.
15 6. Анкетирование и интервью При этом необходимо соблюдать следующие требования: · тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; · использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость; · однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировке; · использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); · проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов; · применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши доля самооценки).
16 Метод обобщения независимых характеристик Этот метод повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. Метод педагогического консилиума Коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводом
17 Метод изучения и анализа документации Продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т. п.). Изучение и обобщение передового педагогического опыта Это дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки. отдельные расходящиеся между собой значения показателя), представляющей множество данных)
18 Педагогический эксперимент Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления и проверяется их истинность; контрольный эксперимент дает возможность подтвердить
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.