Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЭдуард Мельгунов
1 Тематический педсовет
2 На тему На тему «Организация учебно- воспитательного процесса в условиях личностно процесса в условиях личностно ориентированного обучения»
3 «Не нужно доказывать, что образование самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». Н. Г. Чернышевский
4 Тенденции современного общества: общее снижение культурного уровня населения, общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов утрата культурных смыслов образования. образования.
5 Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Учителя с детьми Детей друг с другом Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом Ученика с коллективом
6 Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию - открыл в себе энергию познания, постоянного познания, постоянного стремления к получению новых знаний. стремления к получению новых знаний.
7 Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
8 Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
9 Становление образа человека образование – образование – образованность – образованность – интеллигентность интеллигентность
10 Образование - процесс вооружения учащихся - процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками знаниями, умениями и навыками
11 Образование - становление человека, - становление человека, обретение им своего индивидуального человеческого образа. обретение им своего индивидуального человеческого образа.
12 Образовать человека значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
13 Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания». состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания».
14 Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * меняется общий взгляд на образование, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников; * изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; личность ученика становится системообразующим началом;
15 Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования; * главная цель образования - создание условий для развития и осознания учеником личностных способностей.
16 Тенденции развития современных теоретических основ педагогики: * в педагогику активно проникают результаты исследований психологических механизмов развития личности; * наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию.
17 Основные образовательные процессы ЛОО: Образование личностных смыслов учения и жизни; Образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно- нравственном развитии ученика. воспитание как забота о духовно- нравственном развитии ученика.
18 Основные человекообразующие функции гуманитарная гуманитарная культурообразующая культурообразующая социализации социализации
19 гуманитарная суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средствами реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество; суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средствами реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
20 культурообразующая которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры; которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры;
21 социализации которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно механизмами реализации этой функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения. которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно механизмами реализации этой функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
22 Личностно-ориентированный подход та методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности та методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности
23 Результаты мониторинга теоретических представлений педколлектива в области традиционной и личностно- ориентированной педагогики Результаты мониторинга теоретических представлений педколлектива в области традиционной и личностно- ориентированной педагогики
31 Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения развивают навыки анализа информации, самообучения развивают навыки анализа информации, самообучения стимулируют самостоятельную работу учащихся стимулируют самостоятельную работу учащихся формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей
32 самостоятельные технологии разноуровневое обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество, сотрудничество, коллективное взаимообучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение. модульное обучение.
33 технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.
34 Технология разноуровнего обучения малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
35 Технология сотрудничества В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
36 Технология коллективного взаимообучения Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную.
37 Статистическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
38 Динамическая пара. Выбирают четырех учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника. Выбирают четырех учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника.
39 Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
40 Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного познания, постоянного стремления к стремления к получению новых знаний. получению новых знаний.
41 Технология педагогических мастерских Сущность: специально организованное педагогом- мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания
42 Технология коллективной мыследеятельности Сущность: развить ученика, его потребности, способности и тем самым научить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно
43 Технология организации проектной деятельности Сущность: стимулировать интерес учеников к проблемам, для решения которых необходимы определённые знания, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний стимулировать интерес учеников к проблемам, для решения которых необходимы определённые знания, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний
44 Технологии модульного обучения Сущность: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем
45 Обучение в сотрудничестве как элемент личностно – ориентированной педагогики
46 Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»
47 Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
48 Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
49 Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Воспитание лидерских качеств
50 Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
51 Конструирование учебной ситуации предполагает использование базовой технологии – обучение сотрудничестве
52 Ошибки – это индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, дополнительной практике
53 Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее: - академические успехи; - интеллектуальное развитие; - нравственное развитие.
54 Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе
55 Метод обучения в команде как вариант обучения в сотрудничестве
56 1. « Награды» команды получают одну на всех в виде балльной оценки Обучение в команде сводится к трем принципам:
57 2. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика (успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу) Обучение в команде сводится к трем принципам:
58 3. Равные возможности для достижения успеха (каждая команда получает задания разного уровня. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться) Обучение в команде сводится к трем принципам:
59 Работа в командах может включать в себя все виды учебной деятельности: - самостоятельная; - индивидуальная; - групповая; - исследовательская.
60 Разновидностью обучения в команде является командно- игровая деятельность
61 Результат такой деятельности: - влияет на результат групповой и коллективной работы; - вбирает в себя результаты работы других членов группы и всего коллектива.
62 Проблема мотивации учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.
63 Обучение в сотрудничестве предусматривает уровни общения: - учащихся друг с другом; - учащихся с учителем.
64 Задача учителя: - определить методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.
65 Универсальные черты личностно- ориентированной технологии : сотрудничество, сотрудничество, диалогичность, диалогичность, деятельностно-творческий характер, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ученика, поддержка индивидуального развития ученика, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся. сотворчество учителя и учащихся.
66 Требования к учителю: ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; гуманная педагогическая позиция; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.
67 Психолого-педагогические аспекты в системе личностно- ориентированного обучения
68 2 Педагогические закономернос- ти обучения и воспитания 1 Закономернос -ти психического развития ребёнка 3 Логика и особенности учебного предмета
69 получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других; получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению. учится продуктивному общению. Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:
70 Цель личностно-ориентированного образования: - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
71 Правила личностно- ориентированного образования 1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
72 Правила личностно- ориентированного образования 3. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения. 4. Исключить методы, унижающие личность. 5. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
73 Правила личностно- ориентированного образования: 6. Поддерживать эмоциональное благополучие ученика, учитывать его состояние и настроение. 7. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. 8. Помогать обнаруживать ошибки.
74 Правила личностно- ориентированного образования: 9. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. 10. Постоянно напоминать ученику, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.