Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемБорис Пудиков
1 Как понимать живопись авангарда Расщепление и распад. Судьба картины в живописи авангарда К. Малевич. Супрематизм VI
3 Картины или скульптуры XX в. через столетие все еще называются «современным искусством» и способны вызывать сильную эмоциональную реакцию. Смотря на «Черный квадрат» Казимира Малевича, зрители до сих пор недоумевают, возмущаются и требуют разъяснений. Действительно ли зритель понимает классическую живопись или просто удовлетворяется тем, что изображенные предметы и сюжеты ему знакомы? К. Малевич. Черный квадрат. 1915
4 Что изображено на этих картинах? П. Мондриан Трафальгарская площадь Дж. Поллок Из паутины 1949 П. Пикассо. Плачущая женщина. 1949
5 Импрессионизм: остановленное мгновение К. Моне. Впечатление. Восход солнца Импрессионисты изображали на полотне только то, что они действительно видели, а не то, что знали об изображаемом предмете.
6 К. Моне. Японский мостик и кувшинки. 1899К. Моне. Японский мостик Импрессионисты так внимательно и напряженно вглядывались в мимолетное мгновение, что потеряли «предмет». Они развеществили натуру, превратив материю в бесплотную игру света и тени.
7 Импрессионизм подошел к абстракции, но эту грань еще не перешел. Ее преодоление и полный отказ от пресловутого мимесиса выпали на долю художников следующего века и следующих поколений. Импрессионизм стал высшим напряжением той «живописи глаза», что ставила своей задачей точное следование природе. И потому импрессионизм можно считать концом классического искусства, а постимпрессионизм началом авангардной живописи. Именно между ними пролегает условный водораздел.
8 Художники, преодолев необходимость миметически запечатлевать реальность с помощью жизнеподобных образов, приобрели новые возможности для творчества. В зависимости от целей и от степени радикализма вариантов выражения незримого было несколько. Художественную ситуацию на рубеже XIXXX веков часто уподобляют некоему взрыву. Действительно, накопилась и уплотнилась «энергия» художественных исканий, их «масса» превысила критическую, сработал «детонатор» отказа от видимого... и осколки стремительно полетели в разные стороны.
9 …А что если бы вместо попытки нарисовать человека художник решился бы нарисовать свою идею, схему этого человека? Тогда картина была бы самой правдой и не произошло бы неизбежного поражения. Живописью зрачком вовнутрь называл искусство авангарда Ортега-и-Гассет. Художник не смотрит на натуру глазами, он постигает ее какими-то другими, возможно, даже мистическими способами, а вот уже результат такого постижения, свое представление о натуре рассматривает зрачком, повернутым внутрь себя. Тогда его художественный гений позволяет найти живописные образы, эквивалентные тому, что он там, внутри себя, увидел. Хосе Ортега-и-Гассет «Идея человека» Ортеги-и-Гассета
10 Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю. Я не пишу с натуры. Я пишу при помощи натуры. П. Пикассо. Большой натюрморт с круглым столиком Наиболее ярко и полно тенденция выразить незримое визуальными образами проявилась в творчестве Пабло Пикассо Пабло Пикассо П. Пикассо Автопортрет Фрагмент 1901
11 Простая техника и сложное содержание Толпа полагает, что это легко оторваться от реальности, тогда как на самом деле это самая трудная вещь на свете. Легко произнести или нарисовать нечто начисто лишенное смысла, невразумительное, никчемное: достаточно пробормотать слова без всякой связи или провести наудачу несколько линий. Но создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако, обладало бы определенным содержанием, это предполагает дар более высокий. Хосе Ортега-и-Гассет В XX веке зритель потерял привычные ему ключи к пониманию живописи: ключ первый визуальное подобие, ключ второй понятие красоты, ключ третий сложную живописную технику. Слышать не могу, когда говорят о красоте. Что такое красота? Нужно говорить о проблемах в живописи. Картина не что иное, как поиск и эксперимент. Пабло Пикассо П. Пикассо. Муза. 1935
12 (1) Натюрморт со стулом (2) Фигуры на берегу моря. 1931(3) Женщина с цветком Путь Пикассо к новым формам: ранние периоды приглядывание; кубизм прорыв вглубь в поисках основы мироздания; коллаж рассыпание на мелкие детали (1); обращение к классицизму временное отступление (2); новая живопись «пересобирание» и скрепление разобранных частей (3).
13 На портретах работы Пикассо совмещенное изображение фаса и профиля так же парадоксальны, как открытия в квантовой механике. П. Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса. 1939П. Пикассо. Портрет Доры Маар
14 Р. Магритт. Неожиданный ответ г Я при помощи живописи делаю мысли видимыми. Рене Магритт Р. Магритт. Привкус слез г
15 Вариант IV. Не изображать никакую реальность На картинах возникают абстрактные формы, случайно выпавшие обрывки бумаги фиксируются в коллажи, появляются однородно закрашенные холсты или наоборот, одиночные мазки на незакрашенной поверхности. Живопись получила возможность полного отхода от изобразительных задач. Ив Клейн. IKB
16 Переменная настройка зрительского взгляда Г.Ф. Керстинг Каспар Давид Фридрих в своей мастерской Много лет в живописи господствовала метафора окна. Если художник целенаправленно закрывает ставни, препятствует нам выскользнуть за пределы картины, то мы чувствуем, что упираемся в нее, как в тупик. Р. Магритт. Пустая картинная рама. 1934
17 Р. Магритт. Великий Потоп В искусстве авангарда предмет изображения может деформироваться, заменяться авторским представлением, воображаться, но все же присутствовать и лишь в самом радикальном случае отвергаться полностью. Для понимания авангардной живописи настройка зрительского взгляда должна быть переменной, как в фотообъективе.
18 Рассмотрите картину Рене Магритта «Телескоп». Как вы ее понимаете? Почему она так называется? Можно ли определить, какое время суток за окном? Действительно ли прозрачны стекла изображенного окна? Р. Магритт. Телескоп. 1963
19 Самоценность изобразительных средств Новое искусство создавалось не с целью что-то изобразить, а исходя из потребности что-то выразить. Поэтому правомерно задавать вопрос: не «Что здесь изображено?», а «Что художник хотел выразить?». Важно видеть картину как вещь, как самоценное произведение, сосредоточиваться на чисто живописных свойствах картины (цвет, ритм, линия, композиция, фактура) или на ее эмоционально-духовных характеристиках (энергия, экспрессия, настроение, музыкальность, одухотворенность). «Я компоную», так искусствовед Валерий Турчин определил способ создания авангардной картины, ведь она даже не столько выражает какие-то свойства, сколько обладает ими. И добился этого художник не подражанием реальности, а ее созданием, пользуясь чисто живописными средствами, то есть нанесением красок (берем традиционный случай) на поверхность холста В живописи авангарда живописные средства стали цениться и сами по себе и смогли во многих случаях превратиться в цель живописи. Картина стала распадаться на составные части. 4 1
20 История мазка, первоэлемента живописи В академическом искусстве из-за лессировки мазка не видно. Ф. Гойя Герцогиня Альба Фрагмент 1797 Мазки импрессионистов заметны, словно пиксели на компьютерном мониторе. О. Ренуар Завтрак гребцов Фрагмент 1880–1881 Пуантилизм Жоржа Сёра технически совершенен и статичен. Ж. Сёра. Парад. Фрагмент. 1888–1889
21 Экспрессивные мазки Ван Гога «живут» на холсте своей жизнью. Розы Фрагмент 1890 В. Ван Гог. Автопортрет с кистями и палитрой. Сен-Реми. Фрагмент Оливковые деревья 1889
22 В XX веке несколько мазков кистью на чистом холсте картина. (1) Б. Ньюмен. Голос огня (2) Б. Ньюмен. Конкорд (3) Ю. Злотников. Из серии «Сигнальная система». 1957–1962 (4) О. Розанова. Зеленая полоса (5) М. Ротко. Оранжевый, красный и желтый (3) (2)(1) (4) (5)
23 Конец живописи Картина как целостный организм умирает, постепенно распадаясь на отдельные составные элементы художественного образа. Ирина Данилова В панно Марка Ротко остается только цвет. У Пита Мондриана остается только ритм. В картинах Ханса Хартунга остается только прочерченный след его жеста. М. Ротко. Красный на темно-синем поверх темно-серого П. Мондриан. Композиция –1936 Х. Хартунг. Без названия
24 Некоторые художники занимаются чистым цветом и создают равномерно закрашенные холсты. Другие совершенствуются, сочетая абстрактные детали. У Лючио Фонтаны остались только движения руки, взрезавшие ножом пустое полотно. Ив. Клейн. IKB К. Малевич. Супрематизм Автопортрет в двух измерениях Л. Фонтана. Пространственная концепция 1966–1967
25 В работе Лючио Фонтаны разрез на ткани выглядит материализованной энергией творца. И одновременно воплощением смерти картины. Л. Фонтана. Пространственное представление: Ожидание. 1966–1967
26 В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая страница, с которой все смыто. «Небо свернется, как свиток, и времени больше не будет», говорится в Апокалипсисе, но «будет новое небо и новое солнце». Искусство призвано начинать все сначала, как бы на пустом месте». Живопись отразила мироощущение своего времени. Апокалиптические настроения весьма характерны для ХХ века, да и сегодня мы остро чувствуем и кризисы глобальной экономики, и политические пертурбации мирового масштаба, и исчерпанность художественных идей. В воздухе носится ожидание конца, за которым есть надежда на новое начало. Ирина Данилова
27 Весь ХХ век это время нарушений табу, развенчания норм, борьбы с запретами. То, о чем раньше нельзя было и помыслить, стало возможным и даже обыденным. И относится это правило как к вершинам человеческого гения, так и к глубинам его низости. ХХ век полон экстремальных, гипертрофированных примеров трактовки любых норм и в любую сторону. В XX веке показательны не только крайности, повседневная жизнь обычного человека тоже изменилась: моральные стандарты размылись, а «остатки незыблемых авторитетов государство, семья, церковь находятся в опасности и могут быть сметены» (Ханс Рокмакер).).
28 Право на интерпретацию Авангардный художник ведет со зрителем диалог, а не произносит монолог, поэтому зритель имеет право на собственное понимание и интерпретацию. Интерпретация должна идти от текста, опираться на то, что художник действительно сделал, на явно заданный им контекст (в переводе «со-текст»), а не на собственную фантазию. Появление «Черного квадрата» в «красном углу» как раз и задало точный контекст для его прочтения. Экспозиция последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль-десять). 1915
29 Казимир Малевич о творчестве и о себе Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры. Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой. Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги. К. Малевич. Автопортрет. 1933
30 «Черный квадрат» как метафора столетия К. Малевич. Черный квадрат Главный смысл «Черного квадрата» это нуль, за которым новое начало.
31 Если создать парадоксальную икону, на которой не было бы Бога, последовательно удаляя признаки и символы божественного присутствия: лик (1), крест (2), нимб (3) и золотой фон (4), то останется черный квадрат. (1) (2)(3) (4) Спас Нерукотворный XII в. Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу: это икона в мире, где Бог умер. Экспозиция последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль-десять). 1915
32 Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала М. Сартана. Газета «Искусство» 56/2011 Л. Фонтана Пространственный концепт, конец Бога 1963
33 Элементы общего контекста авангардной живописи Отказ от видимого Конец времен Художник в роли бога Равноправие миров и реальностей Живопись зрачком вовнутрь Исчерпанность метафоры окна Понимание картины как самодостаточной вещи Самоценность изобразительных средств Расщепление и распад живописи Разрушение границ
34 Разрез на ткани выглядит материализованной энергией творца. Именно контекстное понимание наполняет смыслом внешне совсем простое произведение. Лючио Фонтана за работой Название «Ожидание» заставляет вглядываться в черноту разреза и ждать возрождения живописи после смерти картины.
35 Новые ключи к пониманию живописи авангарда: доверие название ассоциации контекст детали вчувствование
36 Взгляните на хрестоматийную картину Левитана как на авангардную живопись, и вы увидите вовсе не часовенку над рекой, а холст, покрытый красками, рукотворное произведение Мастера, гармонию цветовых пятен, точно найденную композицию, которая передает ощущение величественной грусти. А за всем этим идея. Идея России с ее бескрайними просторами, для которой бесконечность пространства одновременно и величие, и трагедия. Добавьте чисто экзистенциальные мотивы одиночества и конца земного пути в равнодушно-пустом мире, и всё найденное сольется в художественный образ, прекрасно обходящийся без иллюзорно фотографического изображения. И. Левитан. Над вечным покоем. 1894
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.