Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюбовь Полуешкина
1 Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
2 Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (8 класс)
3 Цели: - выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца и исторического времени в его движении от патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии; в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, в верности идеалу свободы и веры даже в трагических условиях поражения; - развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления смысла христианской и языческой символики в поэме.
4 Подумай и ответь… В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи. - Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков. - Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым его воплощением в поэме? Символ неволи – монастырь. Это не реальный монастырь, а некое условное, противоестественно замкнутое пространство. Живое воплощение неволи – старик монах.
5 Подумай и ответь… - Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков – постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода – это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри? Цель бунта Мцыри – свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. - Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри? Мцыри мечтает попасть в родные края, увидеть родных людей.
6 Подумай и ответь… В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. - Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает? Выразительное чтение глав 6, 7. Родина для Мцыри – это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина – это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сёстры» - всё, о чём вспоминает Мцыри, - это образы-символы естественного человеческого бытия.
7 Подумай и ответь… - В чём видит счастье Мцыри? Выразительное чтение главы 8. Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой». «Мцыри». Художник Ф.Константинов
8 Подумай и ответь… - Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами. Выразительное чтение главы 11.
9 Мысль о смерти в первый раз приходит к герою в тот момент, когда он понимает, что ошибался, и монастырь вновь возникает перед ним непреодолимой преградой. Мцыри проходит и языческое посвящение во взрослую жизнь. Для этого обязателен целый ряд условий: изоляция от остальных членов племени, молчание. Выразительное чтение главы 13.
10 Подумай и ответь… - Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу? Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к курившемуся дымками аулу, т.к. Мцыри оказался внутренне одиноким, чуждым людям, живущим за стенами монастыря. «Грузинка с кувшином». Художник М.Н.Орлова-Мочалова
11 Подумай и ответь… Посвящаемый совершает ряд ритуальных действий. Перед нами древний обряд – посвящение юноши в охотники. Выбор соперника Мцыри далеко не случаен. Барс – древнее тотемное животное многих народов Кавказа. - Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом? Выразительное чтение глав
12 Подумай и ответь… - Какой символический смысл приобретает схватка с барсом? Схватка с барсом – это поединок силы физической с силой духа. Мцыри немощен и слаб физически, но им движет дух и воля к победе, поэтому и зверь и человек – противники, достойные друг друга. Они в состоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить.
13 Подумай и ответь… - Каким средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Найдите в тексте примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности. Бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, сплетясь, как пара змей. Эпитеты, сравнения передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв.
14 Подумай и ответь… - Почему забвение о покой обещаны «зеленоглазой рыбкой»,а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»? Выразительное чтение главы 23. Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии
15 Подумай и ответь… - На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой? Выразительное чтение главы В чём причина поражения Мцыри? Мцыри бежит из христианской обители в мир патриархальной свободы и воли. Однако он не может преодолеть внутренние преграды, которые в нём создала жизнь в монастыре. Выразительное чтение главы 26.
16 Обратимся к учебнику стр.270 – 271. Понятия «тема» и «идея». - Определите художественную идею поэмы. Какой смысл приобретает эпиграф поэмы? стр.267. Статья «Поговорим о прочитанном» - Установите связь поэмы «Мцыри» с лирическим стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Олицетворённый парус из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» кинул «край родно» ради «страны далёкой». Сравнение даёт возможность почувствовать принципиальную новизну образа Мцыри, стремящегося обрести «потерянный рай» - родину.
17 Домашнее задание 1. Подготовить пересказ статьи учебника, посвящённой Н.В.Гоголю. Индивидуальное задание: 1. Составить рассказ о детстве Н.В.Гоголя. 2. Подготовить сообщение о творческой истории комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 3. Подготовить сообщение о сценической истории комедии.
18 Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.