Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Лисин
1 Николай Гаврилович Чернышевский ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Природа эстетического Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве; об особенностях познания и преобразования мира по законам красоты, об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека. Эстетика как философская дисциплина изучает мир эстетических явлений – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое – и художественную деятельность человека. Два круга проблем Природа и своеобразие эстетических ценностей, их роль в жизни человека и общества, особенности эстетического восприятия, принципы и цели эстетического воспитания людей Законы бытия и развития искусства, отношение искусства к действительности, многообразие форм художественной деятельности
2 Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония Духовные отношения – сплав чувства и интеллекта Вопрос: каким должен быть мир, чтобы жизнь человека была хорошей и вполне удовлетворяла его и близких ему людей? Идеал - должное В соответствии с ним человек преобразует себя и окружающую действительность – процесс переживания и познания. Идеальное(мыслимое) – не только воображаемый объект, но и определенная мера соотношения должного, желаемого человеком с тем, что есть в действительности. Идеал – формирование конкретно-чувственного представления на основе целей, устремлений человечества к постоянному совершенству. В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии, к совершенству. Эстетические категории возникли в процессе естественно-исторического развития человека в окружающей его действительности. Эстетический идеал – целостный конкретно-чувственный образ. Он подвижен. В нем соединены представления людей о совершенной, свободной, счастливой жизни и соответствующей ей жизнедеятельности человека и общества. В этом значении понятие идеал совпадает с понятием прекрасное.
3 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое. ПРЕКРАСНОЕ - в ней отражаются и оцениваются с позиций эстетического идеала предметы и явления действительности, результаты человеческой деятельности, вызывающие у человека эстетическое наслаждение. Чем больше человек в данных социально-исторических условиях реализует свои творческие дарования, чем больше он господствует над предметным чувственным миром, тем больше он наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Тем более насыщенной в эстетическом отношении является его жизнь. Понятие о красоте - деятельное. Это помогает нам понять, когда и почему представление о прекрасном теряет связь с действительностью, когда оно противостоит ей (романтизм), когда оно перестает быть прекрасным (натурализм), когда связано с жизнью (реализм), когда превращается в свою противоположность - безобразное- (модернизм). Прекрасное в эстетике – это еще и мастерское изображение объекта. НО совершенно может быть выражено и воплощено безобразное, низменное, жестокое (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский). Прекрасное, вопло- щенное в художественных образах, рассматривается как наиболее полное изображение жизненного явления и как предметное выражение творческих способностей людей. Является ли это идеалом в общечеловеческом смысле?
4 БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство стремилось всегда разоблачить безобразное. Большое количество безобразного – человек начинает испытывать наслаждение от созерцания безобразного или от совершения жестоких поступков – изуверы, фашисты, варвары. Так безобразное выводится в идеал. Безобразное – все, что вызывает в человеке отрицательные эстетические эмоции, поднимающие его на борьбу со злом. В художественном мире это является предметом сатиры, изображенного посредством гротеска и сарказма.
5 НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь не возвеличивается, а полностью отсутствует. Низменное в жизни и в людях характеризует отсутствие меры. Оно соотносимо лишь с сущностью и действиями человека. Это уродство, патология и встречается только в живой природе. Низменное в жизни людей – нравственное, духовное уродство. В определенных социальных условиях оно может быть крайне активным ( приобретательство, доведенное до абсурда, превратившее в животное чувство человеческую страсть) – расизм, апартеид, геноцид, грабежи, мародерство. Низменное может стать потребностью, пафосом жизни человека или предметом изображения в искусстве (натурализм, порноискусство). ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, отражающая значительные природные или социальные явления или самоотверженные героические действия и подвиги отдельных личностей, вызывающие восторг. Эти отношения возникают, когда человек, силы которого кажутся ничтожными по сравнению с внешними силами, тем не менее оказывается способным справиться с ними. Возвышенными являются такие поступки, которые продиктованы реальной жизнью, а не божественным. То, что многим кажется сверхчеловеческим, оказывается подвластно людям с сильной волей. Возвышенное – это одно из проявлений прекрасного, но сильнее, так как на первый план выходит реальное и подчиняет себе идеальное.
6 КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а также поступки и характеры людей, которые претендуют на совершенство и гармонию. Смех становится серьезным средством преодоления усталости, страха, робости. Характерная особенность комического – борьба с помощью смеха, юмора с тем, что утратило жизненность, но стремится продлить свое существование и потому выдает себя за новое. Это противоречие является для искусства самым привлекательным. Смех в искусстве всегда критичен. ТРАГИЧЕСКОЕ – одна из основных эстетических категорий, в которой отражается сущность беспощадной борьбы всего передового, устремленного к совершенству с отсталым, низменным, безобразным, в итоге которой герой гибнет, но его гибель приводит к торжеству передового идеала, за который он отдал жизнь. КАТАРСИС – очищение в результате глубоких эмоциональных переживаний. Он снимает напряжение, делает души благородными, добрыми. Нравственно-эстетическое воздействие трагического испытывает каждый человек. Только добрые дела, возвышенные поступки оставляют в памяти людей глубокий след.(Прометей, Гамлет, Ромео и Джульетта). Но в жизни возвышенное зачастую переплетено с низменным. В делах и поступках героев нередко сталкиваются высокие порывы и ничтожные результаты, негодные средства реализации. Заблуждения благородного человека являются следствием его наивности. Тогда и в жизни, и в искусстве образуется сплав трагикомического.
7 ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ Отражение самого глубокого противоречия жизни – единства и борьбы противоположностей. Все, что есть в жизни, может оцениваться как прекрасное или безобразное. В мире нет неэстетических явлений. Однако есть антиэстетические. В совокупности эти категории дают возможность выразить всю полноту и богатство эстетического отношения человека к миру. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, воплощение в искусстве того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, комическое или трагическое. Это категория, отражающая результаты эстетического познания, целью которого является создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в духовное удовольствие и наслаждение.
8 Вопросы: Что представляют эстетические отношения искусства к действительности? Каковы причины эстетических переживаний и эмоциональных состояний, которые возникают в процессе взаимодействия человека с миром? Почему человек должен занимать положительную или отрицательную эмоционально-эстетическую позицию? Какое отношение к миру вырабатывает каждый человек?
9 «ЧТО ДЕЛАТЬ?» структура христианского морального кодекса Три типа сознания: «оглашенные» – услышавшие божественное слово, но еще не впитавшие его в себя. «верные» – искренне верующие в Христа и пребывающие в нем физически так же, как он пребывал в них. Христос – истина, воплощенный эстетический и этический идеал. Три типа героев: «пошлые люди» – те, кто прекрасно знает о приближающейся революции, но не может или не хочет руководствоваться этим знанием при совершении поступков. «новые люди» – те, кто пытается жить в соответствии с нравственными аксиомами, которые они считают истинными. «особенный человек» – создатель морального кодекса.
10 ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА – МОРАЛЬ «НОВЫХ ЛЮДЕЙ». Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов – новые герои. Необычны были их мысли, поступки, желания, отношения между собой и к жизни, к окружающим. Они внутренне цельны, они люди не только убеждения, но и дела, не только теории, но и практики – материалистической теории и революционной практики. Главная черта типа – хладнокровная практичность, ровная и расчетливая деятельность, деятельная рассудительность. Только в слиянии общественных интересов с личными мыслимо подлинное счастье отдельного человека. Мое благо – благо всех. Мое счастье – счастье большинства. Моя выгода – выгода общая. Стремление сделать всех людей труда свободными, счастливыми и радостными. Ненависть к миру праздной роскоши, к миру эксплуатации, деспотизма и невежества. ВОПРОСЫ РОМАНА: 1.Что делать, чтобы избавить народ от страданий? 2.Каким будет общество, во имя которого надо делать революцию? 3.Кто будет делать революцию? 4.Что из светлого будущего можно перенести в настоящее?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.