Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктория Сыромятникова
1 «Права ребенка: взаимодействие семьи и школы» Методические рекомендации к родительскому собранию
2 Статистика На начало 2009 численность детей до 18 лет в РФ составила 31,6 млн. человек. На начало 2009 численность детей до 18 лет в РФ составила 31,6 млн. человек. В 2008 г ,1 тыс. детей остались без попечения родителей. В 2008 г ,1 тыс. детей остались без попечения родителей. В 2007г. У родителей, лишенных родительских прав, было отобрано 6400 детей, что на 6,2% больше чем 2005г., и на 21,1% больше, чем 2000г. В 2007г. У родителей, лишенных родительских прав, было отобрано 6400 детей, что на 6,2% больше чем 2005г., и на 21,1% больше, чем 2000г. Преступность среди молодежи увеличилась в 15 раз по сравнению с взрослой преступностью. Преступность среди молодежи увеличилась в 15 раз по сравнению с взрослой преступностью.
3 Законодательная база Конвенция ООН о правах ребенка 1989г. Конвенция ООН о правах ребенка 1989г. Конституция РФ Конституция РФ Кодексы РФ (Гражданский, Семейный, Уголовный, Трудовой, Кодекс об административных правонарушениях Кодексы РФ (Гражданский, Семейный, Уголовный, Трудовой, Кодекс об административных правонарушениях Законы РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Законы РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
4 Наиболее распространенные нарушения прав ребенка в образовательном учреждении Нарушение права на доступное и бесплатное качественное образование Нарушение права на доступное и бесплатное качественное образование Нарушение права на информацию Нарушение права на информацию Нарушение свободы выражения учениками своего мнения Нарушение свободы выражения учениками своего мнения Нарушения права на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем Нарушения права на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем Нарушение права на неприкосновенность частной и семейной жизни Нарушение права на неприкосновенность частной и семейной жизни Нарушение права на справедливое разрешение конфликтов Нарушение права на справедливое разрешение конфликтов
5 Нарушение права на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающие его Нарушение права на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающие его В современных условиях интенсификация образовательного процесса привела к значительному росту учебных нагрузок. В большинстве учебных программ, используемых в школах, отсутствует здоровьесберегающий компонент, что проявляется в росте у детей и подростков за последние три года болезней нервной системы, в частности вегето-сосудистой дистонии. В современных условиях интенсификация образовательного процесса привела к значительному росту учебных нагрузок. В большинстве учебных программ, используемых в школах, отсутствует здоровьесберегающий компонент, что проявляется в росте у детей и подростков за последние три года болезней нервной системы, в частности вегето-сосудистой дистонии.
6 Как организовать и как вести родительское собрание в защиту прав ребенка Крайне важно, чтобы собрание не превратилось в перепалку родителей с учителями с выставлением взаимных претензий и требований. Следует помнить, что такая опасность существует объективно, поскольку учитель в данной ситуации представляет государство, власть. Именно ему поручено реализовать основную функцию власти - обеспечение прав учащихся и их родителей. Организации конструктивной дискуссии в немалой степени будет способствовать грамотная постановка проблемы Крайне важно, чтобы собрание не превратилось в перепалку родителей с учителями с выставлением взаимных претензий и требований. Следует помнить, что такая опасность существует объективно, поскольку учитель в данной ситуации представляет государство, власть. Именно ему поручено реализовать основную функцию власти - обеспечение прав учащихся и их родителей. Организации конструктивной дискуссии в немалой степени будет способствовать грамотная постановка проблемы
7 Одной из самых острых проблем школы является нарушение права ребенка на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его. Этот больной вопрос может стать первым в ряду обсуждаемых проблем на родительском собрании. Однако следует помнить о глубокой взаимосвязи всех прав человека: нарушение права на безопасность жизни, на защиту от всех форм насилия существенно влияет на реализацию права на доступность качественного среднего образования, на свободу выражения мнений, на частную жизнь и т.д. А все вместе создает ситуацию, когда школа теряет в глазах ребенка привлекательный имидж, уступает роль духовного наставника улице, бесконечным телевизионным «ужастикам». Одной из самых острых проблем школы является нарушение права ребенка на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его. Этот больной вопрос может стать первым в ряду обсуждаемых проблем на родительском собрании. Однако следует помнить о глубокой взаимосвязи всех прав человека: нарушение права на безопасность жизни, на защиту от всех форм насилия существенно влияет на реализацию права на доступность качественного среднего образования, на свободу выражения мнений, на частную жизнь и т.д. А все вместе создает ситуацию, когда школа теряет в глазах ребенка привлекательный имидж, уступает роль духовного наставника улице, бесконечным телевизионным «ужастикам».
8 Основной вопрос «Каким образом школа, учителя и родители могут сотрудничать в обеспечении прав ребенка?». Такой контекст сосредоточит внимание участников собрания на поиске точек соприкосновения, взаимодействия, а не на формулировании упреков друг к другу. «Каким образом школа, учителя и родители могут сотрудничать в обеспечении прав ребенка?». Такой контекст сосредоточит внимание участников собрания на поиске точек соприкосновения, взаимодействия, а не на формулировании упреков друг к другу.
9 Два принципиально различных способа проведения собрания: 1) тренинг с привлечением психолога (возможно лишь в том случае, если школьный психолог имеет соответствующую компетенцию и готов к проведению подобного тренинга); 1) тренинг с привлечением психолога (возможно лишь в том случае, если школьный психолог имеет соответствующую компетенцию и готов к проведению подобного тренинга); 2) собрание-дискуссия (ведущим такого собрания может выступить как сам классный руководитель, так и кто-либо из активных родителей) 2) собрание-дискуссия (ведущим такого собрания может выступить как сам классный руководитель, так и кто-либо из активных родителей)
10 В любом случае, желательно, чтобы итогом собрания стала выработка конкретных рекомендаций администрации образовательного учреждения или органам управления образованием (впоследствии они должны быть в письменном виде представлены соответствующему адресату) В любом случае, желательно, чтобы итогом собрания стала выработка конкретных рекомендаций администрации образовательного учреждения или органам управления образованием (впоследствии они должны быть в письменном виде представлены соответствующему адресату)
11 Как вести родительское собрание с такой сложной темой? Попробуем сформулировать цель собрания: Попробуем сформулировать цель собрания: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в обеспечении прав ребенка. Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в обеспечении прав ребенка. Задачи: Задачи: сформулировать типичные нарушения прав ребенка в образовательном учреждении; сформулировать типичные нарушения прав ребенка в образовательном учреждении; обсудить формы и способы взаимодействия семьи и школы по обеспечению прав ребенка; обсудить формы и способы взаимодействия семьи и школы по обеспечению прав ребенка; выработать рекомендации к администрации образовательного учреждения и органам управления образованием по обеспечению прав ребенка. выработать рекомендации к администрации образовательного учреждения и органам управления образованием по обеспечению прав ребенка.
12 Вариант 1 Этот вариант проведения собрания рекомендуется проводить педагогу-психологу или другому независимому, обладающему навыками групповой работы, ведущему. Такая форма собрания возможна в случае, когда имеется необходимость и готовность к прояснению мнений между педагогами, родителями и учащимися. Участниками собрания являются учащиеся школы, родители и педагоги школы. Этот вариант проведения собрания рекомендуется проводить педагогу-психологу или другому независимому, обладающему навыками групповой работы, ведущему. Такая форма собрания возможна в случае, когда имеется необходимость и готовность к прояснению мнений между педагогами, родителями и учащимися. Участниками собрания являются учащиеся школы, родители и педагоги школы. Собрание позволяет увидеть ситуацию взаимоотношений учитель-ученик-родитель в правовом ракурсе с новой точки зрения, представленной каждой из сторон, осознать проблемы и понять их. Собрание позволяет увидеть ситуацию взаимоотношений учитель-ученик-родитель в правовом ракурсе с новой точки зрения, представленной каждой из сторон, осознать проблемы и понять их.
13 Ход собрания (2 часа) 1). Вводное слово педагога-психолога (5 мин.) 1). Вводное слово педагога-психолога (5 мин.) 2) Выработка правил дискуссии (10 мин.) Ведущий предлагает присутствующим сформулировать правила, которых все будут придерживаться, обсуждая поставленную проблему. Правила записываются ведущим или его помощником на доску (флип-чарт), они должны быть всем видны в ходе дискуссии. Как правило, формулируются следующие правила (в любой последовательности): 2) Выработка правил дискуссии (10 мин.) Ведущий предлагает присутствующим сформулировать правила, которых все будут придерживаться, обсуждая поставленную проблему. Правила записываются ведущим или его помощником на доску (флип-чарт), они должны быть всем видны в ходе дискуссии. Как правило, формулируются следующие правила (в любой последовательности): «не перебивать выступающего», «не перебивать выступающего», «поднимать руку при желании выступить», «поднимать руку при желании выступить», «говорить строго по поставленной проблеме», «говорить строго по поставленной проблеме», «не злоупотреблять предоставленным словом» (можно оговорить и регламент), «не злоупотреблять предоставленным словом» (можно оговорить и регламент), «при несогласии критиковать мнение, но не того кто, его высказал», «при несогласии критиковать мнение, но не того кто, его высказал», «надо вовлекать в обсуждение всех». «надо вовлекать в обсуждение всех».
14 3). Тест «Что я знаю о Законе РФ «Об образовании» 3). Тест «Что я знаю о Законе РФ «Об образовании» 4). Ролевая игра «Билль о правах» 4). Ролевая игра «Билль о правах» 5). Рефлексия. Подведение итого. 5). Рефлексия. Подведение итого. Участники собрания могут поделиться своими чувствами, мыслями, невысказанными собранию идеями. Ведущий может предложить ответить на вопросы анкеты по результатам собрания. Участники собрания могут поделиться своими чувствами, мыслями, невысказанными собранию идеями. Ведущий может предложить ответить на вопросы анкеты по результатам собрания.
15 Вариант 2 1. Вводное слово классного руководителя (5 мин.). 1. Вводное слово классного руководителя (5 мин.). Классный руководитель информирует о целях проведения собрания в своем классе и об областной акции «Родительское собрание по правам детей». Если была достигнута предварительная договоренность с кем- либо из родителей о ведении собрания, – передает ему слово. Классный руководитель информирует о целях проведения собрания в своем классе и об областной акции «Родительское собрание по правам детей». Если была достигнута предварительная договоренность с кем- либо из родителей о ведении собрания, – передает ему слово. 2. Выработка правил дискуссии (10 мин.). 2. Выработка правил дискуссии (10 мин.).
16 3. Постановка проблемы (5 мин.). 3. Постановка проблемы (5 мин.). Для того, чтобы «разогреть» аудиторию ведущий может предложить участникам собрания ответить на вопросы теста «Что я знаю о Законе РФ "Об образовании"?» Для того, чтобы «разогреть» аудиторию ведущий может предложить участникам собрания ответить на вопросы теста «Что я знаю о Законе РФ "Об образовании"?» 4. Определение основных нарушений прав ребенка, возможных в данном классе, в данной школе (20 мин.). 4. Определение основных нарушений прав ребенка, возможных в данном классе, в данной школе (20 мин.). Наилучший вариант – провести работу в группах (6-7 человек): такая работа активизирует участников собрания. Наилучший вариант – провести работу в группах (6-7 человек): такая работа активизирует участников собрания.
17 5. Обсуждение способов взаимодействия учителей, школы и родителей в обеспечении прав учащихся (30 мин.). 5. Обсуждение способов взаимодействия учителей, школы и родителей в обеспечении прав учащихся (30 мин.). 6. Выработка рекомендаций (10 мин.). 6. Выработка рекомендаций (10 мин.). Организуя выработку рекомендаций, ведущему следует подчеркнуть, что они должны быть предельно конкретны и ориентированы на определенный адресат (классный руководитель, школьный психолог, директор или завуч ОУ, руководитель органа управления образованием и т.п.). Не следует видеть свою проблему глобально: формулировать рекомендации на все случаи жизни. Лучше выработать 1-2 рекомендации (включающие пути их реализации), которые могут быть выполнены в точный срок теми, кому они адресованы. Организуя выработку рекомендаций, ведущему следует подчеркнуть, что они должны быть предельно конкретны и ориентированы на определенный адресат (классный руководитель, школьный психолог, директор или завуч ОУ, руководитель органа управления образованием и т.п.). Не следует видеть свою проблему глобально: формулировать рекомендации на все случаи жизни. Лучше выработать 1-2 рекомендации (включающие пути их реализации), которые могут быть выполнены в точный срок теми, кому они адресованы.
18 7. Рефлексия. Подведение итогов. Анкета. Анкета. Что вы ожидали от собрания? Что вы ожидали от собрания? Какую информацию вы получили на собрании? Какую информацию вы получили на собрании? Что из полученной информации актуально и важно для вас? Что из полученной информации актуально и важно для вас? Как вы будете использовать выводы собрания? Как вы будете использовать выводы собрания? Необходимо ли продолжение разговора? Какой аспект проблемы необходимо обсудить еще? Необходимо ли продолжение разговора? Какой аспект проблемы необходимо обсудить еще?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.