Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнна Чупрасова
1 « Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму » китайская пословица
2 Воспитателя «Детского сада «Радуга» комбинированного вида» - МБДОУ «Детский сад 5 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района ОСИПОВОЙ ЛЮДМИЛЫ СЕРГЕЕВНЫ на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование»
3 АКТУАЛЬНОСТЬ На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
4 Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
5 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Я определила основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование». В своей работе руководствуюсь программой И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации). В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
6 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Основная цель моей педагогической идеи – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений; 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. -Развитие у детей умственных способностей. -
7 УСЛОВИЯУ Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями; - учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; - формирование предметно-развиващей среды для детского экспериментирования; - использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников
8 ПРИНЦИПЫ Свою работу по реализации данной темы строила на следующих принципах: Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов; Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей; Принцип деятельности – включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта; Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
9 МЕТОДЫ Работу по данной теме начала с анкетирования родителей воспитанников и диагностики дошкольников своей группы. Анализ анкетирования показал, что отношение родителей к предлагаемой теме вызвал только положительные отклики. Провела консультацию по теме: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.» «Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
10 УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «Уголок ученого гнома» Основное оборудование уголка: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито.
11 Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения экспериментов. Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
12 РАЗРАБОТКИ - Разработала авторский проект: «Вода»; - разработала проект «Человек. Познай себя. Органы чувств»; - картотека опытов и экспериментов для детей 5 – 7 лет; - цикл сезонных экскурсий «Цветовая экология»; - разработала учебно-методическое пособие по детскому экспериментированию (перспективный план, планы-конспекты занятий); - блок занятий по теме: - «Небесный зоопарк».
13 РАБОТА С ДЕТЬМИ Проходит, как: - специально организованные занятия; - занятия по экологии с элементами экспериментирования; - комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования; - короткие опыты во время прогулок; - организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера; - беседы, подтвержденные показами опытов; - самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов.
14 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Родительское собрание Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?; 2. Анкетирование родителей Чем занят ребенок дома?; 3.Консультация для родителей: Как научить ребенка исследованию?»; 4.Рекомендации для родителей Экспериментируем дома с водой; 5.Консультация на тему: Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным 6.Фотовыставка Экспериментируем с водой дома 7.Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».
15 ИТОГИ Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.