Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемsarobr.seun.ru
1 Образовательная программа © Кафедра управления образованием и развития образовательных систем ГОУ ДПО СарИПКиПРО
2 Образовательная программа – это изложение целей и принципов воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства с последующей поэтапной характеристикой шагов, ведущих к достижению обучающимся определенных государством образовательных уровней.
3 «Школа разрабатывает образовательную программу, под которой понимается нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения воспитания и развития учащихся. Образовательная программа является сугубо индивидуальной, т.к. призвана учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей.» Толстолуцких Н.П., Кабанина Л.А. Основы управления педагогическими системами: Краткий курс.
4 Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ Статья 8. Понятие системы образования Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций
5 Целевое назначение образовательной программы: Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определят содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
6 2.Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3.К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
7 4.Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5.К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
8 6.Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 7.Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
9 Обязательность образовательной программы: Статья 14. Общие требования к содержанию образования П. 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировой уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
10 Статья 14. Общие требования к содержанию образования 6.Образовательные учреждения в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих их статус образовательных программ. 7.Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства. 8.Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждения культуры. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
11 Виды учебных программ федеральные(типовые)вариативныерабочиешкольныеавторскиеиндивидуальные
12 Уровни организации образовательного процесса «обучающийся - класс - школа в целом» (объекты мониторинга: качество реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося; качество реализации профиля класса; качество реализации образовательных программ в целом); «учебная тема - учебная программа».
13 Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету, логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов Программа является моделью процесса обучения как системы, несет в себе все его основные элементы Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
14 Типовые (примерные) учебные программы – утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
15 Учебная рабочая программа - «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива и др.), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг - учащихся и их родителей. Составляется на основе примерных программ и утверждаются педагогическим советом школы. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
16 Авторская учебная программа – нормативный документ, содержащий авторскую идею педагога (замысел), прогнозируемые цели, сформулированные с учетом требований государственного стандарта, и модель процесса их достижения. элективный курс; спецкурс; факультатив; кружок. Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
17 В ходе процедур аттестации и государственной аккредитации образова- тельных учреждений устанавливается исполнение образовательным учреждением требований государственного образова- тельного стандарта в части обязательного минимума содержания основных образова- тельных программ, рассматривается уровень реализуемых образовательных программ и их направленность (п. 10, 22 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений). Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
18 Образовательная программа должна быть разработана на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов и дисциплин (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 36) Нормативно-правовое обоснование необходимости образовательной программы в ОУ
19 Образовательная программа Ориентирована на удовлетворение актуального запроса потребителей образовательной услуги, а также развитие системы образования. Учитывает особенности месторасположения школы (город, поселок, село и т.д.) и сложившуюся систему средних образовательных учреждений. Принимается государственно-общественным органом ОУ и является документом, обязательным для исполнения. Разрабатывается на определенный срок (3 – 5 лет) и подлежит обновлению в связи с изменениями внутренних и внешних условий. Назначение образовательной программы
20 набор нормативных документов, определяющих характер взаимодействия, права, обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса; сформулированные для данной школы ценности, цели и средства их достижения; перечень и характеристику основных и дополнительных учебных программ, способы их сочетания, координации, соотнесения с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги Образовательная программа включает: Назначение образовательной программы
21 1.глубже понять специфику и предназначение своего образовательного учреждения; 2.определить содержание образования в школе с учетом ожидания местного сообщества; 3.заложить основу для формирования учебных планов на долгосрочный период; 4.рассматривать и разрабатывать учебные планы как механизм реализации содержания образования в учреждении; Назначение образовательной программы
22 5.мотивированно выбирать содержание школьного компонента в общеобразовательном учреждении, обеспечивая принцип преемственности; 6.обосновать имеющиеся особенности организации образовательного процесса в конкретном учреждении; 7.выбирать адекватные формы контроля за реализацией образовательных целей учреждения со стороны администрации; Назначение образовательной программы
23 8.более успешно проходить процедуры аттестации и государственной аккредитации; 9.защитить учащихся от необоснованной сменяемости содержания образования, учебников и программ; 10.четко разграничить дополнительные образовательные услуги на платные* и бесплатные. * Платные образовательные услуги не включены в образовательную программу Назначение образовательной программы
24 Образовательная программа: 1)определяет содержание образования в конкретном ОУ; 2)разрабатывается, принимается и реализуется этим учреждением самостоятельно; 3)создается на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Назначение образовательной программы
25 3)определяет мотивированное обоснование содержания образования в конкретной школе и применяемых для реализации этого содержания образовательных технологий; 4)рассматривается как совокупность образовательных программ разного уровня обучения, взаимоувязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий. Образовательная программа: Назначение образовательной программы
26 5)обеспечивать содержание образования: адекватное мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала этого общества; Назначение образовательной программы Образовательная программа:
27 6)соответствовать предназначению учреждения; 7)наличие в ОУ образовательной программы является необходимым условием успешного прохождения учреждением процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации; 8)образовательная программа разрабатывается на срок, определяемый учреждением самостоятельно; Образовательная программа: Назначение образовательной программы
28 9)деятельность по разработке образовательной программы может быть использована как средство развития сотрудников учреждения, вовлечения педагогического коллектива и родительской общественности в управление образовательным учреждением. Образовательная программа: Назначение образовательной программы
29 Структура образовательной программы* 1.Данные об образовательном учреждении. 2.Характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность школы. 3.Формирование миссии, целей и задач школы. 4.Учебный план и его обоснование. 5.Программно-методическое обеспечение учебного плана и используемые педагогические технологии. 6.Оценка реализации образовательной программы. * Г.А. Яшин, А.С. Сиденко и др.
30 Содержание разделов образовательной программы 1.Данные об образовательном учреждении Краткая справка об истории и традициях школы Информационная справка о школ Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность школы 1.4. Организационно-правовое обеспечение деятельности школы 1.5. Право владения, использования материально-технической базы. Структура образовательной программы
31 2.Характеристика социального заказа общества на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность школы 2.1. Характеристика социального заказа 2.2. Обоснование концептуальной идеи школы Содержание разделов образовательной программы Структура образовательной программы
32 3.Формирование миссии, целей и задач школы Миссия школы Основные положения парадигмы личностно-ориентированного образования как средства проектирования целей школы Цели школы Приоритетные направления деятельности школы Задачи школы Содержание разделов образовательной программы Структура образовательной программы
33 4.Учебный план и его обоснование Пояснительная записка Сетка часов учебного плана школы. Содержание разделов образовательной программы Структура образовательной программы
34 5.Программно-методическое обеспечение учебного плана и используемые педагогические технологии. Программно-методическое обеспечение учебного плана (таблица 1). Ресурсное (материально-техническое) обеспечение учебного плана (таблица 2). Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы. Особенности применяемых педагогических технологий и образовательного пространства школы. Обеспечение личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Содержание разделов образовательной программы Структура образовательной программы
35 Программно-методическое обеспечение учебного плана п/п Наименование дисциплины, входящих в заявленную образовательную программу Автор, название, место издания, издательство, год издание учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов Структура образовательной программы
36 Ресурсное обеспечение учебного плана п/п Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом Наименование специализиро- ванных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования Форма владения, пользования (собственности, оперативное управление, аренда и т.п.) Структура образовательной программы
37 6.Оценка реализации образовательной программы. Результативность учебной деятельности Результативность воспитательной деятельности. Совершенствование профессионального мастерства педагогического коллектива. Структура образовательной программы Содержание разделов образовательной программы
38 Структура образовательной программы (Т.К.Молчанова, Н.К.Виноградова) Раздел I. Целеполагающий модуль образовательной программы 1.1. Определение назначения программы, цели и актуальности ее разработки 1.2. Технологический алгоритм формирования образовательной программы 1.3. Структура образовательной программы Раздел II. Аналитический модуль образовательной программы 2.1. Об истории развития школ, складывающихся традициях О современном состоянии образовательной деятельности.
39 Раздел III. Диагностический модуль образовательной программы 3.1. Оценка образовательной деятельности с точки зрения современных требований достижений педагогической науки и передового педагогического опыта Опрос участников образовательной деятельности учебного заведения. Раздел IV. Проектный модуль образовательной программы 4.1. Анализ современного понимания избранного направления учебного заведения 4.2. Исследовательский проект развития учебного заведения. Структура образовательной программы
40 Раздел V. Современно программный модуль образовательной программы 5.1. Доработка и апробация содержательного компонента образовательной деятельности Методическое обеспечение образова- тельной деятельности и ее дальнейшее развитие Предметная среда в школе и ее дальнейшее совершенствование 5.4. Система управления образовательной деятельности и ее дальнейшее обновление Структура образовательной программы
41 Раздел VI. Ресурсный модуль образовательной программы: о возможности реализации программы 6.1. Общая оценка возможностей реализации программы План реализации основных блоков программы Раздел VII. О характере приложений к образовательной программе Структура образовательной программы
42 Структура образовательной программы (Ярославль) Раздел 1. Предназначение школы и средства его реализации. Раздел 2. Описание «модели» выпускника школы. Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса школы. Раздел 4. Учебный план и его обоснование. Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии. Раздел 6. Показатели (измерители) реализации образовательной программы. Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.
43 Структура образовательной программы (Парфино) 1.Цели и ценности, на которых строится образовательная деятельность школы 2.Учебный план 3.Пакет учебных программ, соответствующих данному учебному плану 4.Организационно-педагогические условия, педагогические технологии, применяемые для реализации образовательных программ, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута 5.Система аттестации, контроля и учета достижений учащихся 6.Ожидаемые образовательные результаты.
44 Структура образовательной программы Раздел I Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении 1. Краткая справка об истории образовательного учреждения. 2. Информация о школе
45 Раздел I I Характеристика социального заказа на образовательные услуги Государственный заказ. Потребности обучающихся. Ожидания родителей. Профессионально-педагогические потребности учителей. Требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования. Структура образовательной программы
46 Раздел III Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа 1. «модель выпускника» I, II, III ступеней образования как ожидаемый результат деятельности всех субъектов образовательного процесса; 2. концепция или «образ будущей школы» как необходимое условие реализации «модели выпускника». Структура образовательной программы
47 «Модель выпускника» - это предполагаемый результат реализации образовательной программы, это отражение представлений об образованном человеке, которым руководствуются разработчики программы
48 «Модель выпускника» (основные элементы): блок требований к обученности школьников; требования к готовности продолжения образования; требования к воспитанности ученика; требования к уровню физического развития; умение вести здоровый образ жизни; требования к общекультурному развитию.
49 Концепция будущей школы (блоки) I. Описание управляемого объекта 1.Структура образовательного учреждения. 2.Особенности организации образовательного процесса. 3.Учебный план школы 4.Учебные программы и их методическое обеспечение. 5.Обоснование используемых технологий, методик обучения, воспитания и развития учащихся. 6.Обоснование содержания, структуры и организации системы дополнительного образования.
50 II. Описание управляющей системы образовательного учреждения. 1.Организационная структура образовательного учреждения с определением предназначения каждой его структурной единицы. 2.Описание связей между структурными единицами. 3.Определение функционала должностных лиц, входящих в систему управления образовательным учреждением. Концепция будущей школы
51 Принципы современного образования, входящие в концепцию школы гуманизацииразвитияиндивидуализациинепрерывностидифференциации целостности образования
52 Структура образовательной программы Раздел IV. Проблемно-ориентированный анализ Направления проблемно-ориентированного анализа: a)от социального заказа и наличных условий деятельности – к «результату»; b)от ожидаемого результата – к наличным условиям деятельности (таблица 1) Соц. заказ Фактические результаты Расхождение между реальным и планируемым рез-м Прич. возникнпробл. Поз-ныеНег-ные
53 Возможные аспекты проблемно- ориентированного анализа оценка возможности решения предстоящих задач с помощью наличных ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных, финансовых и других); адекватность структур управления школой новым задачам; оценка эффективности используемых методов обучения, воспитания и развития и принятие решения о необходимости внедрения новых образовательных технологий;
54 соответствие применяемых в школе оценочных критериев и показателей содержанию разработанной модели образованности и качества образовательного процесса; оценка оптимальности методов достижения качественного образования; наличие проблем и противоречий образовательного процесса, которые могут служить ограничительными факторами в ходе движения к желаемому результату; соотношение инновационной и традиционной составляющих образовательной системы школы; Возможные аспекты проблемно- ориентированного анализа
55 качественная и количественная характерис- тика достигнутых результатов, степень реализации задач, определенных социальным заказом школе; уровень позитивного и негативного влияния на конечный результат деятельности школы отдельных факторов и условий (финанси- рование, нормативная база и т. д.); возможности наращивания воспитательного потенциала школы, условий для предос- тавления дополнительных образовательных услуг за счет взаимодействия с различными социальными партнерами. Возможные аспекты проблемно- ориентированного анализа
56 Раздел V Цели и задачи образовательного процесса Группы целей: цели и задачи, направленные на достижение перечисленных в «модели выпускника» результатов обучения, воспитания, развития, укрепления здоровья учащихся; цели и задачи, направленные на развитие содержания нового управляемого объекта; цели и задачи, направленные на развитие содержания управляющей системы. Структура образовательной программы
57 Условия развития ОУ для достижения поставленных целей: кадрового и мотивационного обеспечения; научно-методического обеспечения; материально-технического обеспечения; нормативно-правового обеспечения; финансового обеспечения.
58 Раздел VI. План деятельности по реализации целей и задач образовательного процесса Направление деятельности. Цель (цели). Система задач. Содержание действий (мероприятий) по реализации каждой из задач. Действия администрации. Действия педагогов. Действия учащихся (воспитанников). Действия родителей. Ресурсная база, обеспечивающая решение каждой задачи. Структура образовательной программы
59 10.Сроки выполнения действий. 11.Формы контроля. 12.Ответственные. 13.Финансирование и его источники. 14.Прогнозируемые результаты. 15.Краткий анализ достижения результатов. 16.Рекомендации по коррекции плана действий. (таблица 2) Структура образовательной программы
60 Возможная структура плана деятельности по реализации образовательной программы З-чи по напр деят ОУ Планируемые действия по созданию необходимых условий СрокОтвет ств. Резул ьт Мат- тех. Фина нс КадрМоти вац Науч- мет Норм -прав
61 Раздел VII. Образовательный план и его обоснование Пояснительная записка (1 вариант): 1. Общая характеристика учебного плана: целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления его содержания. 2. Научные идеи и принципы, положенные в основу содержания учебного плана. 3. Общая характеристика инвариантного и школьного компонентов учебного плана. Программы, составляющие основу учебного плана, и их основные характеристики. 4. Ожидаемые результаты нововведений, предусмотренных учебным планом. Структура образовательной программы
62 Пояснительная записка (2 вариант): 1. Общие положения; 2. Учебный план 1 ступени; 3. Учебный план 2 ступени; 4. Учебный план 3 ступени; Структура образовательной программы
63 Сетка часов учебного плана. Учитывается: содержание базисного (инвариантного) компонента учебного плана, его соответствие базисному учебному плану, федеральным стандартам и требованиям к довузовской подготовке обучающихся; содержание профильного компонента; комплекс основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования в рамках учебного плана как вариативной его части. Структура образовательной программы
64 Раздел VIII. Программно-методическое и технологическое обеспечение учебного плана Программно-методическое обеспечение (таблица 3). Педагогические технологии. Обр обл Пред м КлассПрограммаУМК Обесп УМК, % видавторучебн ик Доп лит- ра Структура образовательной программы
65 Раздел IX Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы Задачи: определение критериев качества ее реализации; отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов; установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника». Структура образовательной программы
66 Группы показателей мониторинга: обученность учащихся по отдельным предметам; сформированность общеучебных умений и навыков; воспитанность обучающихся; уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально- волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся; состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения;
67 технологичность образовательной программы; актуальность содержания образования для современного человека, обеспечиваемого образовательной программой; полнота реализации образовательной программы; наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров. Группы показателей мониторинга:
68 Раздел X. Управление реализацией образовательной программы При составлении плана реализации управления образовательной программой учитываем: круг вопросов, входящих в компетенцию органа управления школы или определенного должностного лица; содержание деятельности по реализации образовательной программы; сроки выполнения тех или иных действий; предполагаемые результаты работы и формы их представления; периодичность контроля. Структура образовательной программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.