Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛариса Петина
1 УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДАННЫМ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2 ПРОВЕДЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (НАФИ) Интервью с экспертами (март 2008) - Представители ЦБ РФ, ФСФР, АСВ, крупных коммерческих банков, страховых кампаний, инвестиционных фондов, бизнес ассоциаций и НКО – всего 37 экспертов Опрос школьников 9-х классов (Нижний Новгород, Екатеринбург, май 2008). N = 500 Всероссийские репрезентативные опросы населения (июнь 2008, декабрь 2008, апрель 2009, июнь 2009, ноябрь 2009), N=1600. Всероссийский опрос студентов в семи федеральных округах в 17 городах России (май-июнь 2009), N =
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Управление деньгами (ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, умение вести «бездефицитный» семейный бюджет, «управляемый» долг и т.п.) Долгосрочное планирование (создание резервов на черный день, страхование, пенсионные накопления, аккумулирование средств на образование детей, покупку жилья и т.п.) Умение делать выбор между различными альтернативами (информированность о существующих альтернативах и их характеристиках, умение читать договора перед подписанием, и т.п.) Получение помощи, совета (понимание различий между рекламой и информацией, информированность о том, где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами) Умение калькулировать (знание простых и сложных процентов, понимание номинальных и реальных, абсолютных и относительных величин и т.п.) 3
4 ПРИНЯТО ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ ВЕСТИ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ? КАКОЕ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ТОЧНЕЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ПРИНЯТУЮ У ВАС (В ВАШЕЙ СЕМЬЕ) ПРАКТИКУ? (% ОТ ВСЕХ ОПРОШЕННЫХ) 4 Источник: НАФИ, N=1600
5 НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТА ПЕРЕДАЮТСЯ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ (ВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО БЮДЖЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИВЫЧКИ ВЕСТИ БЮДЖЕТ В СЕМЬЕ СТУДЕНТА, % ОТ ВСЕХ ОПРОШЕННЫХ) 5 Источник: НАФИ, опрос студентов, май 2009, N = 4794
6 КАК ЧАСТО ПЕРЕД ПРИОБРЕТЕНИЕМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФИНАНСОВОЙ УСЛУГИ ВЫ СРАВНИВАЕТЕ УСЛОВИЯ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ? (% ОТ ВСЕХ ОПРОШЕННЫХ) 6 Источник: НАФИ, N=1600
7 В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА С ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО ПОВОДУ ОКАЗАННЫХ ВАМ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, НАСКОЛЬКО ВЫ УВЕРЕНЫ В БЫСТРОМ И СПРАВЕДЛИВОМ РАЗРЕШЕНИИ СПОРА? (% ОТ ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) Источник: НАФИ, ноябрь 2009, N=1600
8 КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ «ФИНАНСОВОЙ ПИРАМИДОЙ? ( % ОТ ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) Источник: НАФИ, N=1600
9 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО В РОССИИ ДЕЙСТВУЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ? (% ОТ ВСЕХ ОПРОШЕННЫХ) Источник: НАФИ, N=1600
10 В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАБОТАЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ НАКОПЛЕНИЙ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НА ЧТО ИМЕННО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЭТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ? (% ОТ ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) Источник: НАФИ, ноябрь 2009, N=1600
11 О ЧЕМ РОССИЯНЕ ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ? (% ОТ ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) Источник: НАФИ, ноябрь 2009, N=1600
12 ЛИЧНО ВАМ КОГО БЫ ХОТЕЛОСЬ ВИДЕТЬ В КАЧЕСТВЕ «УЧИТЕЛЯ» В ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ? (% ОТ ВСЕХ РЕСПОНДЕНТОВ) СОТРУДНИКОВ…. Источник: НАФИ, ноябрь 2009, N=1600
13 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ 13 Пока нет достаточных свидетельств эффективности программ финансового просвещения. Предварительный вывод – с помощью программ повышения финансовой грамотности очень трудно изменить установки и поведение людей. В лучшем случае речь идет о росте знаний без их применения. Есть ощущение, пока не зафиксированное статистически, что на установки и поведение оказывают влияние только программы для детей школьного возраста. Для остальных групп эффективно работают средства социального маркетинга. Однако эти методы не формируют умения человека думать и отвечать за себя. В лучшем случае можно говорить об увеличении знаний и росте субъективных самооценок уровня финансовой грамотности, что порой может иметь даже опасные последствия. Если где-то какая-то программа оказалась успешной, нет убедительных доказательств, что эта программа также будет успешна, если ее перенести на другие целевые группы или институциональные контексты.
14 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 14 Запускать механизм повышения финансовой грамотности от лица государства нужно с большой осторожностью – не надо под государственное крыло собирать как можно больше инициатив, поскольку их эффективность пока невозможно оценить, а доверие к государству легко подорвать. Главная роль государственных организаций-регуляторов состоит, на наш взгляд, в том, чтобы: во-первых, давать людям информацию о защите прав потребителя; во-вторых, совершенствовать финансовые институты, создавая «прозрачные» и «честные» правила игры. Не стоит делать задачей государственных программ повышения финансовой грамотности пропаганду «правильных» образцов финансового поведения, которые должны быть навязаны людям любым способом, включая методы маркетинговых воздействий.
15 ИЛЛЮЗИИ СОБСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ? (% ОТ ВСЕХ ОПРОШЕННЫХ) 15 Источник: НАФИ, N=1600
16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Ибрагимова Диляра Ханифовна, директор по исследованиям НАФИ, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Россия, , г. Москва, Болотная набережная 7, стр. 1 тел./факс: (495) Интернет-сайт:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.