Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарина Швырева
1 Образовательная область «Здоровье»
2 Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей: охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья
3 через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
4 Национальная доктрина Российской Федерации здоровье населения является основой национальной безопасности страны
5 определены основные цели и задачи государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий; изменения образа жизни; формирование навыков здорового образа; разработка и реализация «образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих».
6 Определения понятия «здоровье»: состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ)
7 Определения понятия «здоровье»: нормальное состояние организма, означающее оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие органов и равновесие между функциями и внешней средой (медицинский справочник)
8 Определения понятия «здоровье»: не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» (И.И. Берхман)
9 Виды здоровья физическое психическое социальное нравственное духовное
10 Физическое здоровье: это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде ( педагогическое определение ) это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составля- ют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции ( медицинское определение )
11 Психическое здоровье: это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности ( педагогическое определение ) это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция ( медицинское определение )
12 Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
13 Признаки индивидуального здоровья: специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно- мотивационных установок.
14 Факторы, определяющие здоровье: биологические (наследственность, тип ВНД, конституция, темперамент и т.д.) на 10%; природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.); состояние окружающей среды на 15-20%; уровень развития здравоохранения на 10-15%; образ жизни на 50% обусловливают здоровье; социально-экономические.
15 Факторы риска здоровью определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т.д.
16 Большие (главные) факторы риска здоровью общие для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т.д.
17 Факторы риска здоровью Первичные факторы факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенную наследственность, неудовлетворительную работу служб здравоохранения и т.д. Вторичные факторы заболевания, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.
18 Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья
19 Здоровый образ жизни благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма;
20 Здоровый образ жизни рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
21 Культура ЗОЖ личности часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье
22 « Дошкольное образование » газета Методические рекомендации по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
23 Формы образовательной деятельности Разделы (задачи, блоки) Возрас т Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1.Ценности здорового образа жизни Мл., ср., ст. Объяснение, напоминани е Беседы, обучение, чтение ИгрыБеседы, личный пример 2.О профилактике заболеваний Ср., ст. Объяснение, напоминание Дидактиче ская игра Ситуативно е обучение 3.Навыки личной гигиены Мл., ср., ст. Показ, объяснение, обучение, напоминани е УпражненияСамообсл уживание 4.Поговорим о болезнях Ср., ст. Рассказ
24 Формы образовательной деятельности Разделы (задачи, блоки) Возрас т Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 5.Врачи – наши друзья Мл., ср., ст. РассказРассматрива ние иллюстраций Рассказы, чтение 6.О роли лекарств и витаминов Ср., ст. Тематический досуг Творческие задания, дидактические игры Продуктивна я деятельность Рассказ 7.Изучаем свой организм Ст.Рассказ- пояснение
25 Дошкольное воспитание журнал 2, 2011 ОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «УСПЕХ» В. Деркунская к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
26 Культура здоровья детей дошкольного возраста совокупность ценностного отношения ребёнка к здоровью, его сохранению и укреплению на разных уровнях (я, другие и общество в целом), а также личностно и социально значимых способов деятельности (культурно- гигиенических умений и навыков), направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом освоения культуры здоровья ребёнка дошкольного возраста становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни.
27 Критерии культуры здоровья в дошкольном детстве наличие ценностного отношения к здоровью и жизни человека; наличие первичных представлений о здоровье и правилах сохранения и укрепления здоровья, об основах ЗОЖ; наличие соответствующих умений и навыков; проявление готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи ЗОЖ; инициативность, активность и самостоятельность в решении обозначенных задач; верность предложенных решений, выбор и здоровьесберегающей стратегии поведения и поступков.
28 примерное содержание психолого-педагогической работы по формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
29 3-4 года Развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица, выражать свои потребности и интересы в речи, интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, ходьба, движение, картина здоровья), физических возможностей сверстника и взрослого и признаков здоровья человека. Обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения, об атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, о доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования.
30 3-4 года Поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, аккуратно сложенная одежда и т.д.). Воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Развивать умение переносить эти правила в игру при участии взрослого.
31 4-5 лет Развивать и закреплять представления о человеке (о самом себе, сверстнике и взрослом), об особенностях его здоровья, о правилах поведения в обществе, направленных на сохранение и укрепление здоровья; формировать умения элементарно описывать свое самочувствие, привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья.
32 4-5 лет Обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения, об атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы. Способствовать становлению все более устойчивого интереса к развитию самостоятельности, к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Развивать умение самостоятельно переносить эти правила в игру.
33 5-6 лет Закреплять и усложнять представления о человеке (о самом себе, сверстнике и взрослом), об особенностях его здоровья, о необходимости соблюдения правил поведения в обществе, направленных на сохранение и укрепление здоровья; закреплять навыки элементарно описывать свое самочувствие, умение привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.
34 5-6 лет Совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения, об атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции в здоровьесберегающей деятельности.
35 5-6 лет Поощрять желание и стремление разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья, самостоятельно переносить в игру вышеуказанные правила. Развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним.
36 6-7 лет Развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека, об основных правилах сохранения здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней), о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, в обществе; о полезных и вредных привычках, поведении заболевающего и болеющего человека, здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
37 6-7 лет Формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы, умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно, правильно одеваться на прогулки и в походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу; соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте, на воде, на солнце.
38 6-7 лет Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать, укреплять и сохранять. Поддерживать веру ребенка в свои возможности и силы; воспитывать его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
39 В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала рекомендуется использовать методы и приемы: предполагающие накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы); вызывающие познавательную активность (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение художественной литературы); активизирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование, самооценка).
40 Дидактические игры Игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте - это игры прежде всего с предметом (предметами). Основное действие для ребенка 3-4 лет - манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении на практике культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
41 Дидактические игры Игры-путешествия ребенок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними и разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
42 Дидактические игры Игра-этюд это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, осуществляемая детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
43 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.