Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРодион Нехаев
1 Модель урока литературы для 9 класса, посвященного изучению мастерства писателя (по программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой)
2 Мастерство художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
3 Цели урока: обучающие – знакомство с понятием художественной детали; формирование способности постижения смысла произведения через его детали; раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом; развивающие – развитие умения выделять ключевые слова и выражения, помогающие созданию художественного произведения; делать умозаключения; воспитательные – создание условий для формирования мыслящей личности, обладающей литературно-художественным вкусом.
4 Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный, проблемный. Используемая форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
5 Слово учителя: Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием - характеристику персонажа через деталь.
6 Учитель даёт детям определение: Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения
7 Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы «Мёртвые души»
8 Класс делится на 5 групп, которые выполняют задания учителя, работая с текстом: 1 группа – Чичиков у Манилова 2 группа – Чичиков у Коробочки 3 группа – Чичиков у Ноздрёва 4 группа – Чичиков у Собакевича 5 группа – Чичиков у Плюшкина
9 Чичиков у Манилова Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника - он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов скрывается убогое, духовно омертвевшее существо. Многочисленные детали свидетельствуют: помещик глуп и ленив. В его доме «вечно недоставало» чего- нибудь: на всем лежит печать незавершенности и бесхозяйственности. Книжка, которую Манилов «постоянно читал уже два года», всегда заложена па четырнадцатой странице; в гостиной не один год стоит пара кресел, обтянутых рогожей (на них не хватило обивочной ткани) и т. п.
10 Чичиков у Коробочки Отличительные черты Настасьи Петровны - тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: её комнату украшают зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок». На «дубиноголовость» героини намекают и другие детали: на одно из чучел в ее огороде «надет был чепец самой хозяйки»; стенные часы в ее комнате издают такой звук, «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку», а в описании дома и двора Коробочки часто у поминается домашняя птица (связанная в фольклорной традиции с обозначением глупости, безмозглости).
11 Чичиков у Ноздрёва В портрете Ноздрева обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щеки, белые «как снег» зубы, черные «как смоль» бакенбарды. Физическая привлекательность оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрева, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются деталями его быта. В доме Ноздрева можно увидеть хаотичную смесь предметов, не связанных никакой логикой: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук, «кисет, вышитый какою-то графинею»; непредсказуемы и расстроенная шарманка Ноздрева, и трапеза в его доме - повар Ноздрева клал в блюда «первое, что догадалось под руку».
12 Чичиков у Собакевича Вещи, окружающие Собакевича, особенно выразительны: «всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома: в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья - всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» Неодушевленные предметы повествуют о персонажах поэмы столь красноречиво, что кажутся живыми, но сравнению с мертвыми душами своих хозяев. Не случайно автор сравнивает лица Собакевича и его супруги с тыквой и огурцом - явлениями мира вещного.
13 Чичиков у Плюшкина В описании Плюшкина, давно утратившего все мыслимые связи с миром, доминирующая деталь - «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большою прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин воистину превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо...»
14 Какие выводы о роли художественной детали в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» вы сделали?
15 По ходу обсуждения ученики записывают свои наблюдения, открытия и выводы в таблицу
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.